КРАТКОСРОЧНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Этот удивительный мир насекомых»
23.05.2025
природе.
Задачи проекта:
- расширить, обобщить и
систематизировать знания детей о насекомых, о
местах их обитания, характерных
особенностях внешнего вида и способах
передвижения, условиях жизни.
- развить умение делать выводы, устанавливая
причинно-
следственные связи между объектами живой
природы.
- развивать познавательный интерес к
насекомым.
- развивать речь детей, активизировать
словарный запас.
- развивать коммуникативные навыки,
эмоциональную отзывчивость
- воспитывать у детей интерес и бережное
отношение к миру живой
природы.
Тип проекта:
По доминирующему методу:
познавательно-исследовательский
По характеру содержанию: ребенок +
семья + природа;
По характеру участию ребенка в проекте:
участник от зарождения идеи до получения результата;
По количеству участников: фронтальный,
групповой;
По продолжительности: краткосрочный
Продолжительность проекта: 1 неделя
(19.05-26.05.2025 г.)
Участники проекта: дети 4 -5 лет,
воспитатель, родители воспитанников
Предполагаемый результат:
ü У детей появится ярко
выраженный интерес к объектам природы насекомым научатся уверенно различать, и
называть насекомых, и их характерные
ü признаки
ü узнают о пользе или
вреде, которую они приносят людям и растениям
ü научатся составлять
описательный рассказ о насекомом с используя план рассказ
ü будут стремиться к
правильному поведению по отношению к насекомым, бережно относиться к ним и к
природе
ü проявится стремление к
исследованию объектов природы, научатся делать выводы, устанавливать
причинно-следственные связи
ü сформируется
представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем
более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
ü экологическое
просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей
детского сада.
Ресурсное обеспечение:
Кадровый потенциал:
•
Воспитатели
•
Родители
•
Дети
Материально-техническая база:
- экологический центр в группе;
- наглядный и демонстрационный материал:
презентации, иллюстрации, фотографии, картинки
- библиотека книг с экологическим
содержанием;
- шапочки насекомых для подвижных игр.
Методическое:
•
теоретическая и методическая литература
Информационное обслуживание проекта:
•
Интернет-сайты;
•
Выпуск фотоотчетов;
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап: подбор
иллюстративного материала,
энциклопедических книг и художественных
произведений. Разучивание с
детьми стихотворений, загадок,
пальчиковых игр, физ. минуток, подвижных
игр по теме. Подбор музыкальных
произведений. Изготовление настольных
игр (разрезные картинки, раскраски).
Разработка занятий и бесед о
насекомых.
Основной этап:
работа с детьми: проведение занятий по теме
«Насекомые». Чтение и разучивание
стихотворений, песенок, пальчиковых
игр, загадок. Прослушивание и обсуждение
музыкальных произведений.
Чтение книг о насекомых. Наблюдения на
прогулке. Рассматривание и
беседы по теме. Создание условий для
изобразительной деятельности
детей. Изготовление поделок и творческих
работ.
Работа с родителями: привлечение
родителей к подбору иллюстративного
материала и энциклопедических книг
вместе с детьми; консультация на тему:
«Воспитание у детей любви к родной
природе», «Интересные факты о насекомых», начало изготовления фотоальбома о
насекомых.
Заключительный этап: оформление
творческой выставки: «Милые божьи коровки», проведение викторины для детей:
«Что мы знаем о насекомых?», творческая поделка большой муравейник, весенняя
полянка «Красивая бабочка».
Формы и методы реализации проекта:
- работа на занятиях;
- наблюдения, целевые прогулки
- чтение художественной литературы
- утренние беседы;
- тематические выставки;
- взаимодействие с
семьей.
Предварительная работа:
- поисковая работа по подбору иллюстративного
материала по теме «Насекомые»;
знакомство с литературными
произведениями: А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», С. Михалков «Академия
наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная
мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К. Чуковский
«Муха-Цокотуха»;
- разучивание стихов о насекомых
кубанских поэтов «Хитрая бабочка» Варвара Бардадым, « Антошка и комар» Любовь
Мирошникова;
- пальчиковой гимнастики «Утром бабочка
проснулась», «Божьи коровки», загадывание загадок;
- прослушивание аудиозаписи Н.
Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»;
- просмотр мультфильмов «Лунтик», «Под
грибом», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»;
- подвижные игры: «Бабочка и цветы»,
«Ласточка и пчёлы».
Продукт проектной деятельности:
оформление творческой выставки: «Милые
божьи коровки», проведение викторины для детей: «Что мы знаем о насекомых?»,
творческая поделка большой муравейник, весенняя полянка «Красивая бабочка».
Основные направления реализации
проекта:
Воспитатель, дети |
Анализ эффективности работы над проектом:
В ходе проекта у детей появилось желание общаться с природой, отражать
свои впечатления через разные виды деятельности.
Дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе,
появилось желание получить больше информации о насекомых.
У детей сформировался интерес к особенностям жизни и развитию
насекомых; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
поисково-познавательной деятельности.
Задачи по формированию экологического сознания детей средней группы по
охране насекомых, можно считать выполненными, так как:
• познавательный интерес детей о насекомых – расширился;
• дети готовы охранять и защищать насекомых;
• у детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные
отношения к насекомым и их среде обитания.
Вывод: экологически ориентированная активность позволяет
дошкольникам овладеть умением целесообразно вести себя в природе. Дети
накапливают нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придаёт
их деятельности гуманный характер.