Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Положение о об индивидуальном учете об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательной программы

2.5. Данные формы используются педагогами для оптимизации работы с
обучающимися,
(планирования
индивидуальной
работы),
построения
индивидуальной траектории их развития.
III. Обязанности.
3.1. Педагогические работники обязаны:
3.1.1 Ежегодно заполнять на свою возрастную группу формы индивидуального
учета результатов освоения обучающимися АОП.
3.1.2 Проводить мониторинг освоения обучающимися АОП в течении учебного
периода.
3.1.3 Заполнять сводные листы диагностики освоения АОП по возрастной группе
на конец учебного года.
3.1.4. Хранить данные по каждому ребенку в архиве Образовательной организации
на протяжении всего периода пребывания обучающегося в Образовательной
организации.
3.1.5 Обеспечить возможность родителям (законным представителям) знакомится с
ходом и содержанием образовательной деятельности, а также (в индивидуальном
порядке) с результатами освоения обучающимся АОП.
3.1.6. Давать рекомендации воспитателям по организации индивидуальной работы
3.1.7. Ежегодно предоставлять отчет об освоении обучающимися АОП.
IV. Права
4.1. Педагогические работники имеют право на проведение оценки
индивидуального развития обучающихся в Образовательной организации в рамках
педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических
действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.
4.2. Родители (законные представители) имеют право: знакомится с содержанием
образования, а также с индивидуальными результатами усвоения АОП только
своего ребенка.
V. Порядок ведения учета результатов освоения воспитанниками
образовательной программы
5.1. В формах отражаются результаты освоения обучающимися АОП, ее ведение
обязательно для каждого педагога Образовательной организации.
5.2. Формы заполняются на каждого ребенка, с момента поступления ребенка в
Образовательную организацию и ведется на протяжении всего срока пребывания
обучающегося в Образовательной организации.
5.3. Бумажный вариант форм хранится в группе (кабинете), которую посещает
обучающийся.
5.4. Сводные листы диагностики по возрастным группам хранятся в бумажном и
электронном виде в методическом кабинете в течение 5 лет.
VI. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение вступает в силу со дня его утверждения заведующим
Образовательной организации и действует до принятия нового Положения. Все
Приложения к настоящему Положению, а равно изменения и дополнения, являются
его неотъемлемыми частями.
6.2. Изменения и дополнения, внесенные в настоящее Положение, если иное не
установлено, вступают в силу в порядке, предусмотренном для Положения.
Изменения и дополнения, внесенные в настоящее Положение, доводятся до
сведения указанных в нем лиц не позднее двух недель с момента вступления его в
силу.

Карта наблюдения за проявлением самостоятельности, активности, инициативности (2023 – 2024 г.г.)
Имя ребенка________________________________________________
Показатели
Самостоятельность
Умеет найти свое дело
Не обращается за помощью к сверстникам
Не обращается за помощью к взрослому
Стремится все делать сам
Доводит начатое дело до конца
Без указания взрослого убирает сам игрушки,
вещи
Самостоятельно
решает
конфликты
со
сверстниками
Негативно относится к какой – либо помощи
со стороны взрослого, сверстника
Может играть один
Активность
Проявляет большую подвижность
Активно вступает во взаимодействие со
взрослым
Предлагает свою помощь
Принимает активное участие в играх
Проявляет живой интерес ко всему новому
Охотно включается в деятельность, если она
ему нравится
Проявляет агрессивность
Ведет себя шумно
Легко заинтересовывается
Не любит занимать второстепенные роли
Проявляет упрямство

Дата

Говорит быстро, громко
Инициативность
Берет на себя главные роли в играх
Выступает инициатором какой – либо
деятельности
Перехватывает у сверстников инициативу в
выполнении задания
Участвует во всех делах группы
Любит высказывать свою точку зрения
Стремится к лидерству
Любит находиться в центре внимания
Стремится быть первым во всем
Не боится взяться за незнакомое ему дело
Испытывает радость от внимания к нему
взрослого, сверстника
Не соглашается с мнением других, настаивает
на своем
Частота проявлений
Иногда - И
Никогда - Н
Часто - Ч

Карта наблюдения
Имя ребенка____________________________________________________________
Дата рождения____________________________________________________________
Условные обозначения:
Н – действие недоступно для выполнения;
СП – действие осуществляется сопряжённо с педагогом;
НП – действие выполняется с наглядной помощью;
ПО – действие выполняется по образцу;
С – действие выполняется самостоятельно.
Самообслуживание и гигиенические навыки.
Показатели развития

а) Навыки приема пищи
- ест ложкой
- пользуется вилкой
- пьёт с помощью пластиковой
соломинки
- пьет из чашки
- пользуется салфеткой после еды
- ставит предметы посуды на стол
- помогает убирать со стола
- благодарит после еды
б) Навыки умывания
- засучивает рукава
- открывает и закрывает кран
- подставляет руки под струю воды
- пользуется горячей и холодной воды
- намыливает и трёт руки
- снимает и вешает своё полотенце
- вытирает руки полотенцем
в) Навыки одевания
- берёт одежду и даёт её взрослому
- просовывает руки в рукава одежды
- надевает и снимает свободную
одежду: шапку, шарфик, варежки и др.
- надевает и снимает обувь
- складывает предметы одежды и
обуви в определенное место
- расстегивает и застегивает молнии,
липучки, кнопки
- расстегивает большие пуговицы
- шнурует обувь
г) Навыки опрятности:
- просится в туалет
- пользуется туалетной бумагой
- использует носовой платок
- держит в руке расчёску и расчёсывает
волосы движениями сверху вниз

Дата обследования

Социальное развитие
- при виде лица на мгновение
останавливается на нем
- фиксирует взгляд на двигающемся
лице и следит за ним
- «социальная улыбка»
- смеется в голос, когда с ним
«заигрывают»
- по-разному ведет себя в отношении
знакомых и незнакомых людей
- реагирует на игру в прятки
- отчетливая пугливость
- протягивает руку при встрече
- машет рукой при прощании
- понимает 2-3 жеста: «пока», «нельзя»
- протягивает игрушку, которую
просят
- указывает на предмет, который хочет
- делится игрушками с другими детьми
по просьбе взрослого
- играет с детьми
- узнаёт себя и близких на фото
- показывает части тела и лица
- выражает просьбы жестом: дай, на,
не хочу
- выражает просьбы словами
- умеет благодарить жестом, словом
- воспринимаете себя в зеркале
- воспринимает сверстников,
взаимодействует с ними
- подражает действиям взрослого
- знает свой адрес
- ориентируется в помещениях
Физическое развитие
Развитие общих движений
- лёжа на животе, поддерживает голову
и грудь, опираясь на предплечья
- переворачивается со спины на бок
- переворачивается со спины на живот
- переворачивается с живота на спину
- держась за пальцы взрослого,
подтягивается до положения сидя
- сидит, опираясь на руки
- встаёт на четвереньки
- ползает на четвереньках
- встаёт у опоры на колени
- встаёт у опоры на ноги
- переступает боком у опоры
- стоит в течение минуты
- ходит по лестнице, держась за
поручень
- ходит
- прыгает на двух ногах
- умеет стоять на одной ноге

- подпрыгивает на одной ноге
Движения рук. Мелкая моторика
- ладони преимущественно закрыты
- ладони чаще слегка открыты
- двигает полуоткрытой ладонью в
направлении красного предмета
- забавляется своими руками
- берет в рот игрушку
- «ладонный захват»
- перекладывает игрушку с одной
ладони в другую
- намеренно роняет предмет
- «пинцетный захват»
- «щипцовый захват»
- хватает и удерживает предметы
сверху, впереди
- хлопает в ладоши
- прокатывание между ладонями
палочки, шарика
- бросание в определенном
направлении (мяч, куб)
- бросание мяча в цель
- перекладывание мелких предметов
- упражнения на статическую
координацию «колечко», «зайчик»
- постройка : кубик на кубик
- разворачивание и доставание
конфеты
- отвинчивание, закручивание крышек
и банок
- нанизывание на шнурок (колец, бус,
катушек)
- умение брать и ставить мелкие
предметы (грибы)
- сборно-разборная игрушка из двух
частей
- переливание, пересыпание,
манипуляция мелкими предметами
Предпосылки речевой деятельности
- вздрагивает от звуков
- успокаивается от обращенной к нему
речи
- слушает колокольчик
- гулит, произносит гласные звуки
- ищет глазами источник звука
- слушает музыку
-произносит два и более звука
- ищет источник звука, поворачивает
голову
- громко смеется
- точно поворачивает голову в сторону
звонка
- слушает мелодичные звуки
- гулит и прекращает плакать при

звуке музыки
- манипулирует колокольчиком
- лепечет, обращаясь к человеку
- прислушивается к разговору
- произносит четыре и более
различных звука
- «отвечает», когда его зовут
- кричит, чтобы привлечь к себе
внимание
- издает певучие звуки
- фразовый лепет – четыре и более
слогов
- качает головой: «да» или «нет»
- слушает тиканье часов
- говорит слова
- реагирует на музыку, пение
Сенсорика
Зрительное восприятие
- реагирует на экстремальное
воздействие света
- реагирует на яркую игрушку
- удерживает взгляд на игрушке
- следит за красной погремушкой
- переводит взгляд с одного предмета
на другой
- рассматривает игрушки в своей руке
- следит за упавшей вниз игрушкой
- отыскивает взглядом близких людей,
знакомые предметы
- наблюдает за действиями взрослых
Восприятие цвета
- воспринимает мир в цвете, реагирует
на яркую игрушку
знает и узнаёт 1 цвет
- знает и узнаёт 2 цвета
- знает и узнаёт 3 цвета
- знает и узнаёт 4 основных цвета
- знает и узнаёт 5 цветов
- знает и узнаёт 6 основных цветов
- свободно различает цвета и
некоторые оттенки
- понятие о цветах сформировано и
используется в деятельности
Восприятие формы
- не различает предметы по форме
- складывает предметы в 2 коробки
(кубики, шарики)
- закрывает крышечками коробки
разные по величине, форме
- различает предметы по форме,
соотносит с эталоном
- узнаёт предметы круглой и
многоугольной формы
- знает круг (квадрат), выделяет

- знает круг, квадрат, выделяет
- знает круг, квадрат, треугольник,
выделяет
- знает круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник, выделяет
- знает круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник, овал, выделяет
- знает объёмные формы: шар, куб,
брус; соотносит предметы по форме
Восприятие величины
- не различает предметы по величине
- вставляет самый маленький предмет
в большой
- вставляет 3 стаканчика один в один
- складывание игрушек-вкладышей
(плоскостных)
- складывание 2,3,5 –и местной
матрешки
- собирание пирамидки с учетом
величины колец из 3-х
- собирание пирамидки с учетом
величины колец из 5
- башня из 2-х кубиков одинаковой
величины
- башня из 3-х кубиков разной
величины
-башня из 4-х элементов разной
величины
- умеет из множества предметов
разной величины выбрать 2
одинаковых
- различает предметы по длине
- различает предметы по высоте
- легко соотносит предметы по длине,
высоте, ширине и т.д.
Слуховое восприятие
- реагирует на экстремальное
воздействие шума
- ориентировочная реакция
- реагирует на звучание музыкальных
инструментов
Ориентация в пространстве
- ориентация в пространстве не
сформирована
- знание какого-либо одного
пространственного направления
- показывание (называние)
направления: выше-ниже, вверхувнизу;
- показывание (называние)
направления: вперед-назад, впередипозади
- показывание (называние)
направления: слева-справа

- показывание (называние)
направления: далеко-близко;
- показывание (называние)
направления: над, под;
- показывание (называние)
направления: снаружи-внутри
- показывание (называние)
направления: в, на
Продуктивные виды деятельности
Лепка:
- обследует предметы перед лепкой
- разминает пластилин двумя руками
- разрывает кусок пластилина на
крупные куски
- соединяет части в целое
- отщипывает кусочки т крупного
куска
- раскатывает прямыми движениями на
столе (между ладонями)
- раскатывает круговыми движениями
на столе (между ладонями)
- соединяет концы слепленной палочки
- прием расплющивания
- вдавливает для образования ямки
- прием прищипывания (краев, мелких
деталей)
- сглаживает поверхности
вылепленной фигуры
- украшает налепами
- умеет правильно держать и
пользоваться стекой
- украшает с помощью стеки
- лепит по образцу, применяя
конструктивный способ изображения
(из частей), используя
известные приемы
Аппликация
- раскладывает готовые формы на
листе бумаги
- намазывает клеем заготовки с
изнаночной стороны
- наклеивает, разглаживает
- составляет узоры в горизонтальной
плоскости
- выполняет узоры по образцу в
квадратах, ориентируясь на
пространственное расположение
элементов
- выполняет предметную аппликацию
по образцу
- составляет сюжетную аппликацию по
образцу
- умеет пользоваться ножницами:

а) открывает и закрывает ножницы
б) отрезает по прямой короткие
полоски
в) отрезает по прямой длинные
полоски
г) вырезает простые детали по
нарисованному контуру
д) вырезает круглые формы из
квадрата путем обрезания углов
е) вырезает овальные формы из
прямоугольника
Работа с бумагой:
а) мнет бумагу
б) разрывает бумагу разведением рук
в) разрывает бумагу движением рук в
противоположных направлениях
г) сгибает и складывает бумагу
Рисование
- наблюдает за взрослым, который
рисует
- правильно держит карандаш
(фломастер)
- рисует прямые линии
(горизонтальные, вертикальные
наклоны)
- рисует спиралевидные линии
- рисует предметы округлой формы,
используя прием наращивания объема
от центра
- рисует предметы округлой формы,
замыкая линию в круг
- раскрашивает готовые контурные
рисунки
Действия с красками:
а) правильно держит кисть
б) набирает краску на кисть, макая ее
всем ворсом в баночку
в) снимает излишек краски
г) придерживает лист бумаги другой
рукой
- рисует всем ворсом кисти
- рисует, используя прием
примакивания
- рисует красками по образцу
предметы различной формы
- использует нетрадиционные техники
рисования
- рисует по представлению, без показа
Игровая деятельность
- отсутствует интерес к игрушкам
- проявляет интерес и эмоциональноположительное отношение к игрушкам
- находит среди всех игрушек
спрятанную игрушку
- вкладывает предмет в

предназначенное для него отверстие
- в игровой форме вынимает и кладет
обратно кубики
- складывает сборно-разборную
игрушку из двух частей
- совершает адекватные действия с
машинкой, куклой
- по просьбе взрослого производит с
игрушками знакомые игровые
действия (кормит куклу, нагружает
кубики в машинку)
- эмоционально включается в игровую
ситуацию, принимая на себя
определенную роль в игре
- связывает 2-3 игровых действия в
смысловую цепочку
- вводит в игру постройки и
обыгрывает их
- использует в игре предметызаместители
- участвует в коллективных играх

Индивидуальные психологические особенности ребенка
______________________________________________________(20___/20___ учебный год)
№

Параметры

Оценка
н/уч.г с/уч.г к/уч.г.

Поведение ребёнка адекватно ситуации
Умеет следовать указаниями взрослого
Может управлять своим поведением
Адекватность
Реагирует н положительную оценку своей
поведения,
деятельности взрослыми
5
самоконтроль
Реагирует на отрицательную оценку своей
деятельности
6
Особенности активности
7
Навыки самообслуживания
8
Умеет понимать правила игры
9
Игра
Умеет принимать правила игры
10
Может занять себя сам
11
Социальные связи со взрослыми
12
Стремится к совместной деятельности со
взрослыми
Особенности
13 коммуникации со
Принимает помощь взрослого и
взрослыми
руководствуется ею в своей деятельности
14
Обладает «чувством дистанции»
15
Привязанность к кому-либо из взрослых
16
Социальные связи с детьми
17
Умеет договариваться с детьми, ладит с
ними
18
Предпочитает играть в одиночку
19
Охотно принимает участие в играх,
Особенности
предложенных другими детьми
коммуникации
с
20
Пытается быть лидером в детском
детьми
коллективе
21
Умеет переживать и сочувствовать
(исключая конфликтные ситуации)
22
Конфликтность
23
Агрессивность
24
Преобладающее настроение
25
Выраженность эмоций
26
Тревожность, боязнь нового
Эмоциональные
27
Пугливость
особенности
28
Плаксивость
29
Доброжелательность
30
Жизнерадостен и оптимистичен
Общая оценка эмоционально-коммуникативного развития ребенка
Уровень развития
1
2
3
4

Карта наблюдений за эмоционально-социальным развитием ребенка
_______________________________________________________________(20___/20___ учебный год)
№

Параметры

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

1

Поведениеребенка
адекватно
ситуации

2

Умеет следовать
Всегда следует
указаниям
указаниям
взрослого
Может управлять
Да
своим
поведением
Реагирует на
Доволен, увеличивает
положительную
продуктивную
оценку своей
активность
деятельности
взрослыми
Реагирует на
Адекватно,
отрицательную
прислушивается,
оценку своей
корректирует
деятельности
поведение
Особенности
Всегда активен,
активности:
любознателен

3

4

5

6

8
9

Может занять себя
сам

10

14

15

16

Особенности коммуникации со
взрослыми

11

13

Чаще всего

Редко

Поведение
неадекватноситуации

Чаще всего

Редко
следует,
трудно управляем

Чаще всего

Редко

Не принимает во
внимание указания
взрослого
Не может управлять
своим поведением

Доволен,
последующая
активность
непродуктивна

Довольствуется
достигнутым

Прислушивается,
пытается что-то
исправить

Не замечает

Активность
чередуется с
периодами отдыха

В основном,
В состоянии
Навыки
обслуживает себя
самообслуживани обслужить себя сам
я
полностью
Умеет понимать
Всегда понимает
Понимает правила
правила игры
одним из первых
игры
Умеет принимать Принимает правила и Принимает правила,
правила игры
может контролировать старается следовать,
других детей
иногда нарушая их

7

12

Всегда

Неадекватно реагирует
(смущается,
огорчается, не
замечает)

Неадекватно реагирует
(радуется;
проявляет агрессию;
замыкается в себе)
Активен, но быстро
Слишком активен,
утомляется; или повышенно возбудим;
активен до
Вял,
назойливости.
пассивен
Обслуживает себя
редко

Пассивен, только
принимает помощь

С трудом понимает Не понимает правила
правила игры
игры
Часто нарушает
Не принимаетправила
правила
игры

Легко находит себе Включается в занятия
Занимает себя,
Не может себя занять,
занятия как в
другихдетей
наблюдая за другими пассивен илимешает
одиночку, так и в
детьми
другим детям
группе
легко идет наконтакт Избирательно, чаще
Избирательно, но Трудно идет наконтакт
со взрослыми
идет на контакт
чаще не идет на
контакт
Да, всегда
Часто стремится
Недостаточно,редко
Нет

Социальныесвязи
со
взрослыми:
Стремится к
совместной
деятельности со
взрослыми
Принимаетпомощь
Да, всегда
Часто принимает
взрослого и
руководствуетсяею
в своей
деятельности
Обладает
Да, всегда
Чаще всего
"Чувством
дистанции"
Привязанность к
Есть
"Липнет" ко всем.
кому-либо из
взрослых
Социальные связи с Легко идет на контакт Избирательно, чаще
детьми
с детьми
идет на контакт

Недостаточно
принимает, редко

Не принимает помощь,
не руководствуется

Редко

Нет

Боится взрослых,
плачет

Ни к кому непривязан,
равнодушен.

Избирательно, но
чаще не идет на
контакт

Трудно идет наконтакт

Умеет
договариваться с
детьми, ладит с
ними
Предпочитает
играть в одиночку

Всегда

Часто

Редко

Не умеет

Редко

Иногда

Часто

Всегда

19

Охотно принимает
участие в играх,
предложенных
другими детьми

Очень охотно

Соглашается играть

Редко играет в игры,
придуманные
другими детьми

Никогда не играет в
игры, придуманные
другими детьми

20

Пытается быть
лидером в детском
коллективе

Всегда, и у него
получается

21

Умеет переживатьи Да, помогает другому,
жалеет его
сочувствовать
(исключая
конфликтные
ситуации)
Конфликтность
Неконфликтен

17

18

22

Часто пытается, но не Не претендует нароль Отказывается быть
всегда удачно
лидера ни вчем
лидером, главным.

Да, изредка

Наблюдает за другим Смеется над ребенком,
ребенком
ведет себя неадекватно

Редко

Часто

Агрессивность

Мирно уживается с
детьми

Редко и по делу

Часто

24

Преобладающее
настроение

Бодрое,
уравновешенное, в
основном, хорошее;
незлопамятен, трудно
вывести из себя.

В основном, ровное
настроение.

Раздражительное,
возбужденное.
Плохое и хорошее
настроение
задерживается
надолго.

Выраженность
эмоций

Выражены хорошо все
оттенки эмоций

25

26

Эмоционалные
особенности

23

Тревожность,боязнь Низкая тревожность.
нового
Активность и
любознательность

Сознательно
провоцирует
конфликты
Проявляет
физическую агрессию
по отношению к детям
и взрослым
Подавленное.Вялое.
Неустойчивое, очень
часто меняется по
незначительным
поводам.
Эмоции на лице не
выражает, лицо застывшая маска

Средняя
мобилизующая
тревожность

Высокая
тревожность,
беспокойство

27

Пугливость

Нет

28

Плаксивость

Нет

29

Доброжелательно
сть
Жизнерадостен и
оптимистичен

Да

Часто

Редко

Постоянно "Глаза на
мокром месте", плачет
по незначительным
поводам
Нет

Да

Часто

Редко

Нет

30

Может испугаться,но Достаточно сильно
быстро успокаивается
боится чего-то
одного
Редко
Часто

Повышенная
тревожность до
нарушений деятельности
иликрайне низкая
тревожность, снижен
инстинкт
самосохранения.

Оценка результатов: 4 балла - Высокий уровень: (100 - 120 баллов по карте)
3 балла - Средний уровень:(78 - 99 баллов по карте)
2 балла - Ниже среднего: (53 - 77 баллов по карте)
1 балл - Низкий уровень: (30-52 баллов по карте)

Много страхов

Познавательные процессы
_______________________________________________________________(20___/20___
учебный год)
Автор
Методика
Баллы
Уровень
н/уч.г. с/уч.г. к/уч.г. н/уч.г. с/уч.г. к/уч.г.
С.Д.Забрамная
В.А.Худик

А.Л.Венгер
С.Д.Забрамная,
О.Д.Боровик
О.Н.Усанова

В.А.Худик
И.И.Мамайчук
С.Д.Забрамная,

А.Н.Леонтьев
В.А.Худик
В.А.Худик

С.Д.Забрамная
И.И.Мамайчук
И.И.Мамайчук
С.Д.Забрамная
Н.Я.Семаго,
М.М.Семаго

А.Д.Виноградова
А.Н.Корнев
О.Н.Усанова
С.Д.Забрамная
Ж.М.Глозман,
А.Ю.Потанина,
А.Е.Соболева

ВНИМАНИЕ
«Найди отличие»
«Пьерона-Рузера»
Итого
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Рисуночный тест «Человек»
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
«Нелепицы»
«Составление рассказа по сюжетной
картинке»
Итого
СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«Доска Сегена»
«Цветные фоны»
«Разрезные картинки»
Итого
ПАМЯТЬ
«Исследование опосредованного
запоминания»
«Зрительная произвольная память»
«Исследование слуховой памяти»
Итого
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ
«Разрезные картинки»
«Классификация предметных
картинок»
«Четвертый - лишний»
«Последовательные картинки»
«Цветные матрицы Равена»
Итого
РЕЧЬ
«Исследование фонематического
слуха»
«Повторение фраз»
«Составление рассказа по сюжетной
картинке»
«Последовательные картинки»
«Пробы на понимание речи»
Итого

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

Итоги результатов обследования в баллах
Раздел обследования
1.Звукопроизношение

баллы
4
3
2
1
0

2.Слоговая структура

4
3
2
1
0
4
3
2
1

3. Фонематические
представления

4. Грамматический
строй

5. Лексический запас

0
4
3
2
1
0
4
3
2
1
0

Критерии оценки
Звукопроизношение не нарушено
Нарушено произношение одной группы звуков
Нарушено произношение двух групп звуков
Нарушено произношение трех групп звуков
Нарушено произношение четырех и более групп звуков, дефекты звонкости, мягкости,
нетрадиционные замены
Слоговую структуру слов воспроизводит без ошибок
Нарушения редки, главным образом в малознакомых словах
Нарушения в предложениях. В словах - незначительные
Нарушения грубые, на уровне слов (упрощения, перестановки, уподобления слогов и т.д.)
Звукокомплексы, звукоподражания
Сформированы соответственно возрасту
Самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи взрослого
Только половину заданий на свой возраст выполняет верно
Выполняет правильно только задания для более младшего возраста, с более трудными не
справляется
Не сформированы. Не может выполнить ни одного задания
Грамматические категории использует без затруднений
Редкие аграмматизмы
Ошибки в словообразовании и словоизменении, но типичные
Ошибки многочисленные, стойкие, специфические аграмматизмы, невозможность
образовать формы слов
Грамматический строй не сформирован
Лексический запас сформирован по возрасту
Запас в пределах обихода(обычно номинативный словарь, умение подбирать антонимы)
Лексический запас беден. Выполняет только половину заданий
Лексический запас резко ограничен. Не выполняет и половины заданий
Лексика отсутствует
27

6. Понимание речи

4
3
2

1
0

7. Связная речь

4
3
2
1
0

В полном объеме
Понимание на уровне целостного текста или рассказа. Для ответов на вопросы по смыслу
требуется помощь взрослого
Понимание грамматических форм, предложно-падежных конструкций, временных и
пространственных отношений
на уровне фразы
Понимание ситуативное, только на уровне знакомых слов
Обращенная речь малопонятна для ребенка, он не может выполнить даже простых
поручений
Без затруднений
Рассказ бедный. Требуется помощь взрослого, наводящие вопросы. Присутствует
некоторая смысловая неточность
Синтаксические конструкции фраз бедные. Нарушена последовательность в передаче
сюжета
Простая аграмматичная фраза со структурными нарушениями
Связной речи нет

Приблизительные результаты диагностики по количеству баллов:
25-28 – НПОЗ
19 – 24 – ФФНР
13-18 баллов – ОНР 4
7-12 баллов – ОНР 3
4-6 баллов (1-й и 3-й разделы) балла - ОНР 2
1-3 балла баллов – ОНР 1

28

Сводная таблица
Учебный год

Период
1

20_______20_______

2

Разделы обследования
3
4
5
6

начало
середина
конец
начало
середина
конец
начало
середина
конец

29

Итого
7

Логопедическое
заключение

2 раздел
Логопедическое обследование безречевых детей и детей с расстройствами аутистического спектра.
В качестве основы использована речевая карта К.С. Лебединской и О.С. Никольской.
Обследование понимания речи (импрессивная речь)
1.ВЫЯСНЕНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ.
Реакция ребенка на обращенную к нему речь __________________________________________________
(если ребенок с сохранным слухом не понимает обращенную речь, не реагирует на свое имя – уровень
«нулевой»)
2.ВЫЯСНЕНИЕ УРОВНЯ ПРИНИМАНИЯ РЕЧИ
1.Исследование наличия номинативной функции слова.
Установить, может ли ребенок узнавать знакомые предметы, изображенные на картинках; знает ли
ребенок части своего тела, части лица, названия пальцев; установить, названия каких действий знакомо
ребенку:
а) на картинке одно и то же лицо совершает разные действия,
б) понимание действий, выраженных возвратными глаголами (девочка моет куклу, девочка умывается)
в) установить, названия каких признаков предметов знакомо ребенку:
• По величине (большой - маленький, толстый - тонкий, широкий – узкий, высокий _ низкий и т.д.
• По форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный и т.д.)
• По цвету (красный, синий, желтый, зеленый и т.д.)
г) установить, знает ли ребенок предметы по их назначению (по картинкам с изображенем предметов, о
которых пойдет речь (Из чего ты пьёшь? Что ты надеваешь на ножки? Что нужно маме, чтобы
расчесать тебе волосы? Чем ты чистишь зубки? и т.д.)
2. Выяснение понимания грамматических форм слова.
а) различение единственного и множественного числа имен существительных
_______________________________________________________________________________________
б) различение единственного и множественного сила глаголов
_______________________________________________________________________________________
в) понимание значения уменьшительно-ласкательных
суффиксов______________________________________________________________________________
г) понимание предлогов, выражающих пространственные взаимоотношения двух
предметов_____________________________________________________________________________
3. Исследование понимания атрибутивных конструкций (дочкина мама, мамина дочка, заяц бежит за
кошкой, кошка бежит за зайцем)
4. Исследование широты обобщений, скрывающейся за значением слова (подобрать группу предметов,
соответствующую значению предъявленного слова: фрукты: банан, яблоко, апельсин)
5. Понимание развернутых грамматических конструкций (Отец и мать ушли в театр. Дома остались
бабушка и дети. Кто ушёл? Кто остался дома? Девочка причесалась после того, как умылась. Что она
сделала раньше?)
ДЛЯ АНАЛИЗА - УРОВНИ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ:
0 баллов «Нулевой» - ребенок с сохранным слухом не воспринимает речи окружающих, иногда
реагирует на свое имя, реже на интонации запрещения или поощрения.
1 балл - «Ситуативный» - понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена
близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у родителей, у куклы, но не
различает по словесной просьбе изображений предметов, игрушек, хорошо известных ему в быту.
2 балла - «Номинативный» - хорошо ориентируется в названиях предметов, изображенных на
отдельных картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, изображенных на сюжетных
картинках (идёт, сидит, читает). Совершенно не понимает вопросов косвенных падежей (Чем? Кому?
С чем? О ком? и т.д.)
3 балла - «Расчлененный» - различает изменение значений, вносимых отдельными частями слова –
флексиями, суффиксами, приставками (убежал, забежал, пишет, написал, написала, написали и т.д.)
4 балла - «Предикативный» - ребенок знает много названий действий, легко ориентируется в вопросах
косвенных падежей по сюжетным картинкам, различает значение нескольких первообразных предлогов
(положи на коробку, в коробку, около коробки). Не различает грамматических форм слов.
30

Обследование отраженной речи
1.повторение изолированных звуков и слогов (четко ли ребенок различает отдельные звуки, легко ли
находит артикуляцию для них) _____________________________________________________________
2.Повторение близких фонем (ба-па, до-то, сы-зы, гу-ку, ша-жа, во-фо - проба на наличие четкого
речевого слуха. Трудность выполнения свидетельствует о нарушении фонематического слуха)
_________________________________________________________________________________________
3.Исследование способности сохранять серийные ряды звуков (би-ба-бо, бо-ба, бо-би-ба)
4. Выявление способности воспроизводить модели слов различной слоговой конструкции с наглядной
опорой (во-да, ло-па-та, бо-тин-ки, че-ре-па-ха, пи-ра-ми-да, у-мы-ва-ет-ся, о-де-ва-ет-ся)
0 баллов-не выполнение
1 балл –повторяет с большим количеством ошибок
2 балла – повторяет с помощью взрослого/ с опорой на зрительный анализатор
3 балла – выполняет с единичными ошибками
4 балла – выполнено без ошибок
Обследование коммуникативных способностей
С кем контактирует данный ребенок? _________________________________________________________
С кем любит общаться? ___________________________________________________________________
Как проходит коммуникация: один на один или в групповых ситуациях?
_______________________________________________________________________________________
Как ведет себя с малознакомыми людьми? ____________________________________________________
Как проходит коммуникация дома? _________________________________________________________
Существует ил сильное расхождение между тем, что ребенок понимает и тем, что моет выразить?
______________________________________________________________________________________
В каких ситуациях существуют самые большие проблемы с коммуникацией? С кем?
_______________________________________________________________________________________
Наличие альтернативных форм коммуникации (мимика, жесты, движения глаз, звуки)
_______________________________________________________________________________________
Использует ли коммуникативные таблички, книги, символы, надписи?
_______________________________________________________________________________________
Комбинируются ли эти средства? Моет ли ребенок эффективно общаться с помощью своей
коммуникативной системы с окружающими?
_________________________________________________________________________________________
Может ли выражать свои повседневные потребности? __________________________________________
Может ли выражать свои чувства? Какие?
______________________________________________________________________________________
Может ли назвать знакомых людей? _________________________________________________________
Может ли назвать ситуацию, объект или место? _______________________________________________
Может ли выражать взаимоотношения между людьми и действиями? (Мама спит.)
_______________________________________________________________________________________
Может ли выражать взаимоотношения между объектом и действием? (Поезд едет.)
_______________________________________________________________________________________
Может ли спрашивать интересующую информацию? ___________________________________________
Может ли отвечать на простые вопросы: Где мама? Хочешь пить?
_________________________________________________________________________________________
Может ли отвечать на более сложные вопросы: Что вы будете делать завтра, когда придет бабушка?
________________________________________________________________________________________
Присутствует ли вокализация, какие издает звуки? _____________________________________________
Можно ли связать эти звуковые выражения с каким-либо значением: реакция на обращение, просьба о
внимании, просьба о предмете, просьба о действии, протест, радость
_________________________________________________________________________________________
Может ли зафиксировать взгляд на одном из множества предложенных объектов?
_________________________________________________________________________________________
Использует ли мимику в качестве средства выражения? Когда?
________________________________________________________________________________________
31

Может ли сознательно контролировать свою мимику? __________________________________________
Может ли при помощи мимики понятно выражать чувства: радость, удивление, ярость, страх, грусть?
_________________________________________________________________________________________
Реагирует ли мимикой на вопросы или ситуацию высказывания?
_________________________________________________________________________________________
Общается ли мимикой с другими людьми в соответствующей ситуации?
_________________________________________________________________________________________
Есть ли неясности в интерпретировании выражения лица ребенка?
________________________________________________________________________________________
Появляется ли у ребенка выражение лица спонтанно? ___________________________________________
Использует ли жестикуляцию как средство выражения? Когда?
_________________________________________________________________________________________
Демонстрирует ли целенаправленные движения в отношении объектов, людей, в какой-либо ситуации?
________________________________________________________________________________________
Использует ли жесты, чтобы обратить внимание на себя? _______________________________________
Разработал ли собственные жесты для определенных сообщений?
_________________________________________________________________________________________
Связаны ли жесты с другими формами коммуникации?
________________________________________________________________________________________
Использует ли определённую манеру поведения? Какую?
__________________________________________________________________________________________
Кто из социального окружения знаком с данной манерой поведения?
_______________________________________________________________________________________
Наблюдает ли за окружающими предметами и людьми? ________________________________________
Проявляет ли интерес к другим? Как это показывает?
______________________________________________________________________________________
Обращает ли внимание других на себя? Как?
_______________________________________________________________________________________
Может ли установит зрительный контакт и удерживать его? _____________________________________
Есть ли различие в визуальном поведении по отношению к хорошо знакомым и незнакомым людям?
_______________________________________________________________________________________
Избегает ли сознательно зрительного контакта, отводит ли сознательно взгляд?
________________________________________________________________________________________
Может ли распознать и соотнести шумы окружающей среды? ____________________________________
Выражает ли протест и несогласие? Как?
_________________________________________________________________________________________
Продолжает ли преследовать свою цель, если в первый раз потерпел неудачу? Если нет, почему?
________________________________________________________________________________________
Знает ли общеупотребительные существительные, глаголы? _____________________________________
Может ли понимать простые требования? _____________________________________________________
Реагирует ли на коммуникацию, инициированную другими? Как?
_________________________________________________________________________________________
Проявляет ли соразмерное поведение в ситуации смены собеседника?
_________________________________________________________________________________________
Может ли отвечать на альтернативные вопросы, показывая «да» или «нет»? ________________________
Может ли адекватно отвечать на вопросы? ____________________________________________________
Просит ли о помощи? Как? __________________________________________________________________
Инициирует совместное действие или контакт? Как?
_________________________________________________________________________________________
Задает ли вопросы? Как? ____________________________________________________________________
Выражает ли потребности, желания, чувства, настроения?
_________________________________________________________________________________________
Может ли сообщать свои переживания? Как?
_________________________________________________________________________________________
32

Может ли давать достаточно информации, чтобы быть понятым? Если нет, то почему?
_________________________________________________________________________________________
Отвечает ли на дополнительные вопросы при повторениях/уточнениях для снятия недоразумения?
_________________________________________________________________________________________
0 баллов – продуктивная коммуникация отсутствует
1 балл – ситуативное, избирательное общение с помощью альтернативной коммуникации,
наблюдает за окружающими
2 балла - невербальная коммуникация, зрительный контакт
3 балла – комбинированная коммуникация со взрослыми, использует указательный жест
4 балла – использует жест «Я», использует доступную коммуникацию со взрослыми и
сверстниками.

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».