Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 19 компенсирующего вида» СОГЛАСОВАНО: на Педагогическом совете БМАДОУ «Детский сад № 19» Протокол № 1 от 28.08.2020 г. УТВЕРЖДАЮ: Заведующий БМАДОУ «Детский сад №19» _______________О.В.Грошева Приказ № 36- од от 28.08.2020г. ПОЛОЖЕНИЕ О группах компенсирующей направленности Березовского муниципального автономного образовательного учреждения «Детский сад № 19 компенсирующего вида» 1. Общие положения 1.1. Положение о группах компенсирующей направленности для воспитанников (далее Положение) БМАДОУ «Детский сад № 19» (далее – Образовательная организация) разработано в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Законодательством Российской Федерации, Уставом Образовательной организации. 1.2. Положение разработано с целью обеспечения принципа равных возможностей в реализации прав на дошкольное образование воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в условиях дифференцированной и вариативной системы общего и специального (коррекционного) дошкольного образования. 1.3. Положение определяет основные аспекты, регулирующие деятельность групп компенсирующей направленности данной профильной специализации: организацию деятельности, порядок комплектования, участников воспитательно-образовательного, лечебно-оздоровительного процесса, коррекционной работы и др. 1.4. Специфика образовательного процесса определяется в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре адаптированной общеобразовательной программе – образовательной программе дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере образования, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников данной категории, а также Уставом и локальными актами Образовательной организации. 1.5. Деятельность групп обеспечивает реализацию конституционного права воспитанников на получение образования в пределах установленных обязательных требований дошкольного образования, осуществление квалифицированной коррекции отклонений в речевом развитии, воспитание, оздоровление, интеграцию детей с тяжелыми нарушениями речи в единое образовательное пространство через их комплексное сопровождение. 1.6. Основными задачами групп являются: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, оказание медицинской помощи; обеспечение познавательного, социально-личностного, художественно эстетического, речевого и физического развития воспитанников; создание условий для осуществления квалифицированной коррекции тяжелых нарушений речи; воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; взаимодействие с родителями (законными представителями) для обеспечения полноценного развития 1 воспитанников; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей. 1.7. Образовательная организация в деятельности групп руководствуется: Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Свердловской области, муниципальными правовыми актами и Уставом Образовательной организации. 1.8. Образовательная организация располагает необходимыми условиями для обучения воспитанников, их воспитания, развития, лечения и оздоровления, социальной адаптации и интеграции в общество. 1.8.1. Все помещения отвечают санитарно-гигиеническим нормам и правилам пожарной безопасности. Вокруг здания расположены озелененные участки, оснащенные игровым и спортивным оборудованием, спортивной площадкой для проведения физкультурных занятий. 1.8.2. Образовательная организация оснащена твердым и мягким инвентарем, медицинским оборудованием, пособиями для физического развития, игрушками и учебно-наглядными пособиями в соответствии с нормативными требованиями, установленными для дошкольных образовательных учреждений, а также комплектом приборов, инструментов, медикаментов, дидактических пособий, необходимых для организации образовательной деятельности. 2. Зонирование рабочего пространства. 2.1. В Образовательной организации функционирует четыре группы компенсирующей направленности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. 2.2. В состав групп входят: раздевальная (приемная для детей), групповая (игральная) комната, спальная комната, буфетная, туалетная. 3. Групповая ячейка оснащена 2 выходами (1 - запасной). Раздевальная комната. 1. Раздевальная (приемная) комната должна иметь площадь не менее 18 квадратных метров. 2. Раздевальная комната оборудована: -шкафчиками для хранения одежды воспитанников -лавочками или стульчиками (по числу воспитанников) для воспитанников -столиком и стулом для родителей -стендом «Для вас родители». Групповая комната. 1. Групповая (игровая) комната должна иметь площадь не менее 50 квадратных метров. 2. В помещении групповой комнаты организуется: - питательный процесс (прием пищи детьми). - учебно–воспитательный процесс (проводятся занятия с детьми). - игровой процесс. 3. Окна в групповом (игровом) помещении оборудуются откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками с использованием их для организации проветривания. 4. В групповом (игровом) помещении в обязательном порядке должно организовываться проветривание в соответствии с графиком возрастной группы и в отсутствие воспитанников. 5. Групповая (игровая) комната должна быть оборудована столами и стульями соответствующими возрасту детей, на которых организуется учебно – воспитательный и питательны процесс. 2 6. Групповая (игровая) комната должна быть оборудована шкафами – стеллажами для хранения учебно – воспитательного пособия (мебель должна быть закреплена к стене). 7. В групповой (игровой) комнате возможно наличие детской игровой мебели, игрушек и т.д. 8. Помещение групповой (игровой) комнаты должно убираться 2 раза в день влажным способом с применением моющих средств. Особо тщательно моют часто загрязняющиеся поверхности (ручки дверей, шкафов, подоконники, выключатели, жесткую мебель и др.) и места скопления пыли (полы у плинтусов и под мебелью и др.). 9. Ковры ежедневно пылесосят и чистят влажной щеткой или выколачивают на специально отведенных для этого площадках. 10. Столы моются горячей водой с мылом до и после каждого приема пищи специальной ветошью. 11. Игрушки моют ежедневно в конце дня, а в ясельной группе 2 раза в день. Мягкие игрушки можно использовать только в качестве пособия. Спальная комната. 1. Спальная комната должна быть не менее 50 квадратных метров. 2. Окна в спальной комнате оборудуются откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками с использованием их для организации проветривания. 3. В спальной комнате в обязательном порядке должно организовываться проветривание в соответствии с графиком возрастной группы и в отсутствие воспитанников. 4. Спальная комната должна быть оборудована кроватями и стульями соответствующими количеству воспитанников. 5. Помещение спальной комнаты должно убираться 2 раза в день влажным способом с применением моющих средств. Особо тщательно моют часто загрязняющиеся поверхности (ручки дверей, шкафов, подоконники, выключатели, жесткую мебель и др.) и места скопления пыли (полы у плинтусов и под мебелью и др.). Влажная уборка должна проводиться при открытых фрамугах или окнах. 6. Кровати расставляются с соблюдением минимальных разрывов. 7. воспитанников следует обеспечивать индивидуальными постельными принадлежностями. 8. Смену постельного белья поводят по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. 9. Кровать и постельное белье маркируется у ножного края и по индивидуальному номеру воспитанника. Буфетная. 1. Буфетная должна быть площадью не менее 3,8 квадратных метров. 2. Буфетная должна быть оборудована: -шкафом для чистой посуды; -столом для хранения кастрюль, чайников и подносов, которые должны быть промаркированы; -столом для грязной посуды; -2-х гнездовой ванной для мытья посуды; -промаркированным металлическом ведром с крышкой для сбора пищевых отходов. 3. Помещение буфетной должно убираться после каждой раздачи пищи влажным способом с применением моющих средств. Особо тщательно моют часто загрязняющиеся поверхности (ручки дверей, шкафов, выключатели,) и места скопления пыли (полы у плинтусов и под мебелью). Туалетное помещение. 1. Туалетное помещение должно быть площадью не менее 16 квадратных метров. 3 2. Туалетное помещение делят на умывальную зону, зону ванной и зону санитарных узлов. 3. В зоне умывальной размещаются детские умывальники и полотенцесушители. 4. На умывальниках должно быть наличие мыльницы и мыла в ней. 5. Детей следует обеспечивать индивидуальными полотенцами. 6. Смену полотенец поводят по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. 7. Полотенца маркируется по индивидуальному номеру воспитанника. 8. Зона ванной должна быть ограждена и оснащена душевым поддоном и душем (для мытья ног после прогулки и провождения закаливающих процедур). 9. В зоне санитарных узлов размещают унитазы и шкаф для хранения уборочного инвентаря и чистящих средств. 10. Туалетное помещение должно убираться 2 раза в день влажным способом с применением моющих средств. Особо тщательно моют часто загрязняющиеся поверхности (ручки дверей, шкафов, подоконники, выключатели, унитазы, раковины) и места скопления пыли (полы у плинтусов, за унитазами и под раковинами). 3. Организация развивающей предметно-пространственной среды группы 3.1. Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) должна соответствовать требованиям Стандарта и СанПиН 2.4.1.3049-13 3.2. РППС в Образовательной организации обеспечивает реализацию адаптированной основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования (далее – АООП), разработанную с учетом ФГОС. За Образовательной организацией остается право самостоятельного проектирования РППС на основе целей, задач и принципов АООП. 3.3. В соответствии с ФГОС РППС должна обеспечивать и гарантировать: – охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия воспитанников, в том числе с учетом специфики информационной социализации и проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе; – максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Образовательной организации, группы и прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития; – построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и с взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей; – создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов; – открытость Образовательной организации и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи; – построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и 4 возможности каждого воспитанника и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития воспитанников); – создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в Образовательной организации, для воспитанников, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья. 3.4. РППС должна обеспечивать возможность реализации разных видов детской активности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального и изобразительного творчества, продуктивной деятельности и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития. 3.5. Оборудование группы должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект. 3.6. РППС среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка, и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста. 3.7. РППС должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на воспитанников (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.). 3.8.Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны воспитанникам. 3.9. Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. 3.10. В качестве центров развития могут выступать: • уголок для сюжетно-ролевых игр; • уголок ряжения (для театрализованных игр); • книжный уголок; • зона для настольно-печатных игр; • выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных) мастеров и т. д.); • уголок природы (наблюдений за природой); • спортивный уголок; • уголок для игр с водой и песком; • уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.; • игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства; • игровой уголок (с игрушками, строительным материалом). 3.11. Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не 5 сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. 3.12. РППС создается педагогами для развития индивидуальности каждого воспитанника с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития. 4. Ответственность за кабинет. Воспитатели групп должны постоянно: -контролировать и соблюдать сохранность имущества; -выполнять санитарно-гигиенические нормы во время образовательного процесса; -пополнять учебно-методическую, материально-техническую базу группы; -знать и соблюдать инструкцию по охране и жизни и здоровья воспитанников, технике безопасности, строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину; -изучать и совершенствовать безопасные приемы труда; -строго соблюдать инструкцию по правилам безопасного пользования электрооборудованием, санитарные правила, правила пожарной безопасности, правила личной гигиены; -выполнять требования врача, связанные с охраной и укреплением здоровья воспитанников. 5. Руководство кабинетом. 5.1. Общее руководство группой осуществляет старший воспитатель. 5 .2.Непосредственное руководство группой осуществляют воспитатели, которыйе: -проводит регулярные индивидуальные и подгрупповые занятия с воспитанниками; -осуществляют взаимодействие со специалистами по вопросам воспитанников; -разъясняют родителям (законным представителям) задачи и специфику воспитательного процесса; 8. Заключительные положения 8.1. Положение, изменения к нему принимаются на Педагогическом совете. 8.2. Положение действует с момента его утверждения до момента его изменения или отмены. 6 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)