Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ
РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Яргина Татьяна Анатольевна
Учитель-дефектолог, учитель логопед первой квалификационной категории.
Программа нейропсихологического сопровождения развития детей представляет собой цикл занятий
для детей 5-12 лет с общей моторной неловкостью, неустойчивостью и истощаемостью нервных процессов,
снижением

памяти,

внимания,

общей

работоспособности,

двигательной

заторможенностью

или

расторможенностью, эмоционально-волевыми проблемами, трудностями формирования пространственных
представлений, речевых процессов, письма, чтения, математических навыков.
Фундаментом программы является метод замещающего онтогенеза. Метод замещающего онтогенеза
(МЗО) – базовая нейропсихологическая технология коррекции, профилактики и абилитации детей с
разными вариантами развития. В качестве основополагающего в МЗО выступает принцип соотнесения
актуального статуса ребенка с основными этапами формирования мозговой организации психических
процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков его онтогенеза, которые по тем
или иным причинам не были эффективно освоены. Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих
закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Так как
он является базовым для дальнейшего развития высших психических функций, в начале коррекционного
процесса предпочтение отдается двигательным методам, которые активизируют, восстанавливают и
простраивают взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности.
Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне таких
психических функций, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т. д.
Многие особенности развития ребенка можно скорректировать, пройдя с ним все этапы его
сенсомоторного (двигательного) развития заново, начиная с рождения. В программе нейропсихологического
сопровождения развития детей по методу замещающего онтогенеза в каждом занятии описаны четыре
основных блока упражнений:
-дыхательные упражнения;
-глазодвигательные упражнения;
-растяжки;
-упражнения двигательного репертуара.
Дыхательные упражнения направлены на восстановление нормального дыхания в покое, а также в
комплексе с различными движениями, что способствует усиленному снабжению кислородом всех органов и
тканей организма, оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости, улучшению общего состояния
ребенка.
Дыхание также оказывает релаксирующее воздействие. В начале курса занятий уделяется большое
внимание выработке правильного дыхания для оптимизации газообмена и кровообращения, вентиляции
всех участков легких, массажа органов брюшной полости, что способствует общему оздоровлению и
улучшению самочувствия.
Дыхательные упражнения успокаивают и способствуют концентрации внимания. Одной из
важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых
составляющих произвольной саморегуляции, так как ритм дыхания – единственный из всех телесных
ритмов, подчиняющийся сознательной и активной регуляции со стороны человека. Научив детей
контролировать дыхание, осознанно его регулировать, можно тем самым включить функции произвольной
саморегуляции. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым
непроизвольно. Перевод дыхания из непроизвольной в произвольную функцию решается посредством ее

включения как одного из элементов в ряд двигательных упражнений. Здесь же происходит восстановление
функции дыхания, как ритмологической составляющей движения.
Ребенок учится регулировать свое дыхание, делая его на разный счет, с задержкой, подъемом
одноименных и разноименных рук и ног – то на вдохе, то на выдохе. Под контролем и по разным
программам, задаваемым извне, а затем выстраивая собственную программу – начинает контролировать
свое дыхание.
Глазодвигательные упражнения. Элементарные движения слежения глазами за предметом, которые
формируются к 3-му месяцу жизни, должны автоматизироваться. Очень часто сведение глаз к переносице
(конвергенция), слежение за предметом в горизонтальной или вертикальной плоскости становятся для
ребенка трудновыполнимыми упражнениями. Глазодвигательные упражнения помогают расширить объем
зрительного восприятия и косвенно влияют на другие психические функции (речь, внимание, память). У
многих детей обнаруживаются неадаптивные синкинезии (когда ребенок пишет, читает, говорит, у него
качается нога, крутится язык и т. п.). Глазодвигательные упражнения помогают устранить те синкинезии,
которые когда-то в младенчестве были «выгодны» ребенку, а теперь их уже можно считать
патологическими и нужно с ними работать, избавляться от них. В комплекс включены упражнения на
отслеживание предмета глазами на разных уровнях и по пяти основным направлениям: право, лево, верх,
низ, к переносице (сведение глаз к центру) и от переносицы, а также по четырем вспомогательным
(диагональным) направлениям. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания
ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы.
По мере освоения таких упражнений в этот процесс постепенно добавляются движения языка.
Упражнения, как правило, сначала выполняются отдельно глазами, потом языком, потом глазами и языком
вместе, потом опять врозь. Растяжки и упражнения двигательного репертуара. Растяжки – система
специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. При их выполнении в
мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения. Выполнение растяжек способствует преодолению
разного рода мышечных дистоний (гипо-или гипертонусов), зажимов и патологических ригидных телесных
установок; оптимизации и стабилизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности.
Растяжки выполняются медленно, в щадящем режиме.
Оптимизация и стабилизация тонуса являются одними из самых важных задач коррекции и/или
сопровождения развития ребенка. Любое отклонение от оптимального тонуса может являться как причиной,
так и следствием возникших изменений в соматическом, эмоциональном, познавательном статусе ребенка и
негативно сказываться на его общем развитии.
При диагональном растягивании, перекрещивании конечностей выравнивается тонус обеих половин
туловища, происходит выработка правильного двигательного стереотипа, способствующего овладению
навыками ползания, ходьбы с перекрестными движениями конечностей. Некоторые движения оказывают
воздействие на вегетативные нервные структуры. Специально подобранные упражнения способствуют
регуляции вегетативных нарушений, коррекции патологических изменений, созданию фундамента активной
мышечной деятельности.
Осознание ребенком своего тела происходит через освоение пространства своего тела и пространства
вокруг тела. Работа с пространством на уровне тела начинается с проработки верхней, нижней, задней,
передней, правой, левой частей тела. Многие упражнения выполняются в трех пространственных
направлениях. Освоив горизонтальное положение тела (упражнения лежа), ребенок постепенно переходит к
освоению вертикального положения тела (выполнение упражнений сначала сидя, затем стоя).
Развитие способности к расслаблению, релаксации решает задачу умения контролировать свой тонус.
Специальный комплекс позволяет научить ребенка чувствовать, перераспределять напряжение и уметь его
снимать. Выполнение последовательно выстроенных движений предполагает постоянную тренировку на

удержание программы, что обеспечивает формирование функции произвольного самоконтроля и является
хорошей профилактикой нарушений письма, чтения и счета у старших дошкольников.
Программа

выстроена

в

виде

поурочных

занятий

для

более

удобного

использования.

Продолжительность курса составляет 24занятия. Программа может применяться как для индивидуальных,
так и для групповых занятий.
Индивидуальные занятия проводятся ежедневно, на отработку одного занятия отводится от 3 до 5-6
дней в зависимости от индивидуальных особенностей. Групповые занятия проводятся 1-2 раза в неделю с
обязательной ежедневной отработкой родителями домашних заданий.
Важна четкая, повторяющаяся структура занятий: упражнения выполняются последовательно в том
порядке, в котором они представлены.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».