07.04.2020
– Как организовать жизнь дошкольника в условиях
самоизоляции на дому?
– Во-первых, обратите внимание на организацию
пространства – доступность: как расставлена мебель, где лежат игрушки,
насколько они в реальном доступе для ребенка. Если вдруг полка или какое-то
оборудование оказывается для ребенка недоступным, то он к нему не обратится. Он
будет ходить за взрослыми по пятам и ныть, чтобы с ним поиграли. В таком
случае, он никогда сам себя не займет.
Во-вторых, у ребенка должна быть возможность уединиться.
Сейчас у нас в квартирах оказались внезапно и папа, и мама, и все родственники,
которые раньше ходили на работу. Конечно, не все пространства позволяют каждому
уйти в свою комнату. Но важно подумать о том, чтобы у ребенка был свой
уголочек, в котором он может уединиться и уйти от суеты и шума. Дошкольник не
всегда может чутко реагировать на собственное состояние. Он не придет и не
скажет: "Мам, не могли бы вы разговаривать немного потише. Я устал".
Нет, мы скорее увидим его усталость в плохом поведении, в плохом сне, может
быть, в повышенной скандальности.
Еще ребенку важно, чтобы у него было место и время для
игр, где он может спокойно разложиться: построить кукольный домик, замок, шалаш
из пледа и диванных подушек. И вот эти три вещи – доступность, возможность
уединения и возможность трансформации и преобразования пространства (место и
время для игры) – это минимальные условия, чтобы ребенок почувствовал себя дома
комфортно и мог хотя бы потенциально занять себя сам.
– Чем можно заняться с ребенком дома?
– Идей масса, но так как у нас в фокусе дошкольники, то
для них по возрасту положено – играть. Игра – это лучше, чем всякие развивашки,
занимашки, любые онлайн-приложения. Здорово, конечно, если взрослые попробуют
погрузиться в детское состояние и поиграть с ребенком. Для дошкольника это и
полезно, и приятно.
В каждом доме, где есть ребенок,
есть краски, бумага, соль, мука, фасоль, плед и диванные подушки и есть время,
чтобы немножко посвятить его общению, игре, придумыванию, фантазированию.
Чем можно заняться? Всем, что связано с моторикой мелкой
и крупной. Например, можно взять коробку, насыпать туда закупленную гречку,
фасоль, крупы, кинетический песок и смешать. Дети отлично в это играют в любом
возрасте и получают массу удовольствия от того, что просто там ковыряются,
делают поделки, строят пещерки…
Не забывайте про тесто из соли. Это надолго займет
ребенка, а главное – это развивающее занятие: полепить из теста, запечь в
духовке, раскрасить гуашью или какими-то другими подходящими красками. Все, что
касается поделок, аппликаций, здесь вполне уместно – дайте волю фантазии и
воображению, необязательно делать что-то по шаблону или какому-то видеоуроку из
интернета. Позвольте ребенку просто повозиться с фасолью, с тестом, с краской.
Следующее – это воображение. Развивайте у ребенка
способности действовать в воображаемой ситуации: постройте вместе домик,
порисуйте от пятна, придумайте историю, сделайте коллаж из старых журналов и
творческие поделки.
Чтение – это важная сторона детской жизни и это то, что
находится сейчас у дошкольников в некотором дефиците. И это отличная возможность для того, чтобы чуть-чуть
сблизить ребенка с книгой, если у вас это не происходит дома естественным
образом. Для начинающего читать ребенка очень важно видеть, как читают
взрослые. Если ваш ребенок еще не читает или неусидчивый, то попробуйте просто
рассматривать картинки и сочинять по ним истории. Сейчас таких книжек-картинок
очень много издается, они называются виммельбухи.
Очень важно, чтобы у дошкольника были кубики. Конструирование – очень важная активность в дошкольном возрасте. И опять же, с
кубиками можно придумать большое количество игр.
– Как быть с физическими активностями, если площадь
квартиры не позволяет устраивать марафоны?
– Для дошкольника движение – это принципиально значимое
времяпрепровождение. Например, простой способ – это сделать звериную зарядку.
Например, вы воображаете, что идете по зоопарку, видите зверей и повторяете их
движения. Это может быть более целостный сюжет, например, вы идете в поход:
маршируете, перепрыгиваете через реку, ставите палатку… Все это сопровождается
крупно моторными движениями.
Подобные
активности – это возможность для ребенка подвигаться, сделать крупные
размашистые движения, прыжки, имитацию бега, взмахи руками. Вы можете
танцевать, вы можете играть в твистер, вы можете сделать у себя в коридоре с
помощью скотча классики, построить полосу препятствий из диванных подушек…
Еще одна активность, которая совмещает в себе подвижность – квест. Дети обожают
искать клад по картам и по подсказкам. Можете опять же построить полосу
препятствий, придумать сюжет и отправиться в поход или в пиратское плавание.
Кроме тех активностей, можно
попробовать реализовать с ребенком целостный проект. Например, не просто лепить
из пластилина или соленого теста, а сделать зоопарк. Или построить город из
кубиков: придумать из чего сделать дорогу и дорожные знаки, и кто в этом городе
может жить.
Можно поставить настоящий спектакль: раздать роли,
сделать билеты, соорудить сцену…. А можно пойти в поход: составить список
вещей, собрать рюкзак, идти по карте – это может быть сопряжено с элементами
квеста (крупномоторные/интеллектуальные задания). Такие проекты больше занимают
детей, им это интереснее и полезнее, а главное – это привносит смысл в их
действия.
По окончании карантина можно сделать фотоальбом или
стенгазету "Как мы провели карантин". Потом ребенок может это
принести с детский сад или начальную школу, чтобы всем рассказать и показать.
Сама задача сделать такой альбом может увлечь ребенка.
– Какой должен быть режим дня дома на самоизоляции?
–
Режим влияет на эмоциональное и психологическое благополучие ребенка. Если он
уставший, перевозбужденный, то он будет все отрицать. Старайтесь придерживаться
того режима, который у вас был до карантина. Если вы ходили в садик, то в семь
часов подъем, это сделать очень трудно, особенно когда некоторые
элементы режима оказываются нарушены. Например, вы не можете выйти на прогулку
в привычное время, но все-таки максимальное усилие к соблюдению режима стоит
приложить.
Также старайтесь, чтобы экраны у ребенка были в минимальной доступности.
Регулярно работающий телевизор в фоновом режиме ребенка перевозбуждает.
Конечно, можно смотреть мультфильмы, фильмы, но не больше одного часа в день.
Это разрушает психику ребенка – растормаживает, ему сложнее будет
сосредоточиться.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.04.2020
Дата обновления: 07.04.2020
Дата публикации: 07.04.2020