методической поддержки муниципальным образовательным организациям и
педагогическим
работникам
по
вопросам
психолого-педагогического
сопровождения образовательного процесса, использование эффективных психологопедагогических технологий, передовых практик и лучшего опыта.
1.5. В своей деятельности МПС руководствуется следующими нормативными
документами: Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской
Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей», Указ Президента
Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», Указ
Президента Российской Федерации от 17.05.2023 № 358 «Об утверждении Стратегии
комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года»,
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации», распоряжения Правительства Российской
Федерации от 23.01.2021 № 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий,
проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года», распоряжение
Правительства Российской Федерации от 17.11.2023 № 3233-р «Об утверждении
Плана мероприятий по реализации Стратегии комплексной безопасности детей в
Российской Федерации на период до 2030 года», распоряжение Правительства
Российской Федерации от 18.12.2021 № 3711-р «Об утверждении Концепции
развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации
инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года»,
межведомственный комплексный план мероприятий по развитию инклюзивного
общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных
условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями
здоровья на долгосрочный период (до 2030 года), утвержденный Заместителем
Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. от 02.03.2023,
Концепция развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего
образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на
период до 2030 года, утвержденная Министром просвещения Российской Федерации
С.С. Кравцовым 18.06.2024 № СК-13/07вн, и другими нормативными документами и
методическими рекомендациями, регулирующие организацию и оказание психологопедагогической помощи обучающимся в образовательных организациях.
1.6. К целевым группам обучающихся относятся:
- дети раннего возраста, имеющие отклонения в развитии и риск их
возникновения;
- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе по
нозологиям, в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- обучающиеся с инвалидностью;
- обучающиеся, нуждающиеся в длительном лечении;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из
их числа;
- обучающиеся, являющиеся иностранными гражданами;
- обучающиеся, проявляющие выдающиеся способности, и одаренные;
- обучающиеся, испытывающие трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе с
нормативными кризисами взросления;
- дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в том числе: детижертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и
техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и
вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети –
жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в
воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для
обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающиеся в
особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического
подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого
типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети, проявляющие различные
формы отклоняющегося поведения; дети, жизнедеятельность которых объективно
нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть
данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;
- дети ветеранов боевых действий;
- дети участников (ветеранов) специальной военной операции.
1.
Структура МПС
Структурными элементами управления и координации деятельности системы
психолого-педагогической помощи обучающимся муниципальных образовательных
организаций являются:
Муниципальный методический совет педагогов-психологов муниципальных
образовательных организаций Березовского городского округа, созданный при
управлении образования Березовского городского округа;
Территориальная муниципальная психолого-медико-педагогическая комиссия
Березовского городского округа, созданная на базе БМАОУ СОШ №2;
Психолого-педагогические консилиумы, созданные в муниципальных
образовательных организациях Березовского городского округа;
Советы профилактики, созданные в муниципальных образовательных
организациях Березовского городского округа;
Школьные службы примирения, созданные в муниципальных образовательных
организациях Березовского городского округа;
Муниципальная служба ранней помощи, созданная на базе БМАДОУ «Детский
сад № 19»;
Муниципальные ресурсные центры по организации образовательной
деятельностью с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья;
Службы ранней помощи детям, созданные на базе дошкольных
образовательных организаций;
Окружные педагогические ассоциации педагогов-психологов и социальных
педагогов.
Координацию деятельности МПС осуществляет управление образования
Березовского городского округа.
2.
Основные направления деятельности МПС
3.1. Совершенствование управления деятельностью по организации психологопедагогической помощи участникам образовательных отношений: создание
структурных подразделений оказания психолого-педагогической помощи в
муниципальных образовательных организациях; обеспечение деятельности
психологической службы в системе образования, в том числе обеспечение
реализации направления коррекционной психологии в качестве приоритетного;
принятие комплекса мер по развитию системы психолого-педагогической помощи в
муниципальных образовательных организациях, включающих мероприятия,
направленные на профилактику травли, социально опасного поведения среди
участников образовательных отношений, психолого-педагогическую помощь
жертвам травли из числа участников образовательных отношений; развитие системы
межведомственного и межуровневого взаимодействия, в том числе
совершенствование
преемственности
психолого-педагогической
помощи
обучающимся при переходе на следующий уровень образования; проведение
муниципальных мероприятий, в том числе Муниципальный конкурс лучших
психолого-педагогических практик и программ оказания психолого-педагогической
помощи не реже 1 раза в 3 года; совершенствование индивидуальноориентированной
психолого-педагогической
помощи
обучающимся
с
ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, обучающимися,
испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ,
развитии и социальной адаптации с учетом их особых образовательных потребностей
и индивидуальных возможностей; организацию деятельности по оказанию ранней
коррекционной помощи детям в нарушениями в развитии, риском их возникновения
и их семьям; совершенствование системы оказания экстренной и кризисной
психологической
помощи
участникам
образовательных
отношений;
совершенствование системы оказания психолого-педагогической помощи
обучающимся, получающим общее образование на дому или в медицинских
организациях; проведение мониторинга эффективности оказания психологопедагогической помощи участникам образовательных отношений в сфере общего
образования; проведение анализа мероприятий по развитию системы психологопедагогической помощи в сфере общего образования, направленных на
формирование благоприятного социально-психологического климата в учебных
коллективах, профилактику травли и иных видов социально опасного поведения
участников образовательных отношений, а также психолого-педагогическую
помощь жертвам травли из числа участников образовательных отношений.
3.2. Совершенствование организации деятельности психолого-педагогической
помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся
целевых групп: осуществление мероприятий по профессиональной ориентации
обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего
образования по вопросам психологического консультирования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью в целях определения их
дальнейшего профессионального выбора.
3.3. Кадровое обеспечение деятельности по оказанию психологопедагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности
обучающимся
целевых
групп: создание
условий
для
непрерывного
профессионального роста педагогов-психологов и других педагогических
работников, участвующих в оказании психолого-педагогической помощи; оказание
методической помощи молодому педагогу, мотивирование педагогов-методистов и
педагогов-наставников; создание условий для развития профессиональных
компетенций педагогов-психологов в области оказания психолого-педагогической
помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью
как основы для профессиональной эффективности в инклюзивной образовательной
практике и междисциплинарного взаимодействия с педагогами-дефектологами,
учителями-логопедами, педагогами-тьютерами, ассистентами, медицинскими
работниками в части комплексного сопровождения развития обучающихся с
особыми образовательными потребностями, по направлению оказания психологопедагогической помощи обучающимся, в первую очередь обучающимся целевых
групп, по направлению оказания допсихологической помощи, по вопросам
профилактики в образовательной среде травли, оказания психолого-педагогической
помощи жертвам травли из числа участников образовательных отношений; создание
условий по организации квалифицированной помощи педагогам по профилактике и
преодолению эмоционального выгорания, личностных и профессиональных
деформаций; создание условий для взаимодействия педагогов-психологов внутри
профессионального сообщества с целью совершенствования системы оказания
психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений;
проведение конкурсов (муниципальных этапов) профессионального мастерства.
3.4. Методическое обеспечение деятельности по оказанию психологопедагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности
обучающимся целевых групп: внедрение вариативных моделей организации и
предоставления психолого-педагогической помощи на разных уровнях образования,
при различных формах получения образования и формах обучения, обеспечивающих
преемственность психолого-педагогической помощи обучающимся при переходе на
следующий уровень образования; разработку рекомендация по оказанию психологопедагогической помощи обучающимся целевых групп, в том числе лицам с
ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью (различных нозологий), и
их родителям (законным представителям); использование адаптивного
психодиагностического инструментария, в том числе электронного; разработка и
адаптация
коррекционно-развивающих,
коррекционно-реабилитационных,
профилактических программ различной направленности; распространение лучших
практик,
направленных
на
формирование
благоприятного
социальнопсихологического климата в учебных коллективах, профилактику травли и иных
видов социально опасного поведения среди участников образовательных отношений;
разработка и реализация рекомендаций по организации психологической помощи
членам семей участников (ветеранов) специальной военной операции; внедрение
цифровых инструментов в профессиональную деятельность педагогов-психологов.
3.5. Обеспечение системы психолого-педагогической помощи участникам
образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп:
внедрение актуальных научно-исследовательских результатов в практику
профессиональной деятельности педагога-психолога; создание пилотных площадок
для внедрения научно-исследовательских результатов и разработок в интересах
совершенствования системы психолого-педагогической помощи участникам
образовательных отношений.
3.6. Информационное обеспечение деятельности по оказанию психологопедагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности
обучающимся целевых групп: информирование участников образовательных
отношений о возможностях получения психолого-педагогической помощи в системе
образования, в том числе в условиях инклюзивного образования, экстренной и
кризисной психологической помощи; проведение информационных кампаний,
просветительской работы среди участников образовательных отношений,
направленных на формирование благоприятного социально-психологического
климата в учебных коллективах, профилактику травли и иных видов социально
опасного поведения среди участников образовательных отношений; взаимодействие
со средствами массовой информации по освещению мероприятий в рамках
психологического просвещения участников образовательных отношений.
3.7. Материально-техническое обеспечение деятельности по оказанию
психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений:
создание условий для оказания психолого-педагогической помощи всем участникам
образовательных отношений.
4. Обеспечение деятельности МПС
4.1. МПС осуществляет свою деятельность во взаимодействии с
муниципальными
образовательными
организациями
и
общественнопрофессиональными объединениями всех уровней психологической службы
системы образования Свердловской области.
4.2. Финансирование деятельности МПС может осуществляться за счет
муниципального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.
4.3. Работа МПС осуществляется на основе годового плана, утвержденного
(согласованного) муниципальным органом управления образованием.
4.4. Организацию деятельности МПС осуществляет руководитель МПС.
4.5. Руководителем МПС является сотрудник из числа компетентных
специалистов системы образования Березовского городского округа.
4.6. Руководитель МПС назначается нормативным актом муниципального
органа управления образованием и в своей деятельности руководствуется
требованиями действующего законодательства по организации психологической
помощи.
4.7. Управление деятельностью окружных педагогических ассоциаций,
муниципальных ресурсных центров, психолого-педагогических консилиумов
регламентируются соответствующими Положениями,
разработанными и
утвержденными в установленном порядке.
4.8. В работе МПС могут принимать участие приглашенные представители
органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридические и
физические лица, представители некоммерческих общественных объединений.
4.9. Перечень документов МПС включает:
приказ о создании и утверждении Положения о муниципальной
психологической службе;
план работы МПС на учебный год, утвержденный нормативным актом
муниципального органа управления образованием;
анализ выполнения годового плана работы МПС.