Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Рабочая программа воспитания и обучения детей в группах компенсирующей направленности с 4 до 7/8 лет

СОДЕРЖАНИЕ
I. Общие положения
II. Целевой раздел
2.1. Пояснительная записка
2.2. Планируемые результаты
2.3. Подходы к педагогической диагностике достижений планируемых результатов
III. Содержательный раздел
3.1. Задачи и содержание образовательной деятельности по направлениям развития
детей, представленными в пяти образовательных областях
3.2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
обучающихся
3.3. Программа коррекционно – развивающей работы с детьми.
3.4. Комплексно – тематическое планирование
IV. Организационный раздел
4.1. Особенности организации, развивающей предметно – пространственной среды.
4.2. Режим и распорядок дня
4.3. Расписание занятий.
4.4. Перечень основных событий и народных праздников, памятных дат.

2

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями и содержанием
ФГОС ДО и федеральной адаптированной образовательной программой для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
Рабочая программа направлена на реализацию ключевых функций дошкольного
уровня образования:
1) обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина РФ,
формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем
его возрасту содержании доступными средствами;
2) создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного
на приобщения к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям
российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего
историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
3) создание единого федерального образовательного пространства воспитания и
обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию,
обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные,
качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места проживания.
Рабочая программа разработана для детей 4 – 7/8 лет с ограниченными
возможностями здоровья: тяжелые нарушения речи (далее – ТНР), задержка психического
развиия (далее – ЗПР), расствройства аутистического спектра (далее – РАС).
Рабочая программа разработана в соответствии с:
• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Федеральным законом от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации и статью 1
Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
• Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
• Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 (с
изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 21.01.2019 № 31);
• Конвенция о правах ребенка;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022
«Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»;
• СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодежи»;
• Уставом БМАДОУ «Детский сад № 19»;
• Адаптированными образовательными программами дошкольного образования
БМАДОУ «Детский сад № 19».

3

II. Целевой раздел
2.1. Пояснительная записка
Цель: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими
и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Задачи Программы:
- реализация содержания адаптированной основной общеобразовательной
программы дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в
том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в
период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с
педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе,
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и
индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных
представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования,
реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья, обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и
начального общего образования.
2.2. Планируемые результаты
Целевые ориентиры освоения Программы детьми среднего дошкольного возраста с
ТНР.
К концу данного возрастного этапа ребенок:
1) выполняет взаимосвязанные ролевые действия, изображающие социальные
функции людей, понимает и называет свою роль;
2) передает в сюжетно-ролевых и театрализованных играх различные виды
социальных отношений;
3) проявляет доброжелательное отношение к детям, педагогическим работником,
оказывает помощь в процессе деятельности, благодарит за помощь;
4) использует схему для ориентировки в пространстве;
5) владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и с педагогическим
работником, элементарными коммуникативными умениями, взаимодействует с
окружающими, используя речевые и неречевые средства общения;
6) внимательно слушает музыку, понимает и интерпретирует выразительные средства
музыки, проявляя желание самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;
7) выполняет двигательные цепочки из трех-пяти элементов;
4

8) выполняет общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег в заданном темпе;
9) описывает по вопросам педагогического работника свое самочувствие, может
привлечь его внимание в случае плохого самочувствия, боли;
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы.
К концу данного возрастного этапа ребенок:
1) правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
2) имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные
произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная
игрушка), воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор;
3) проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной
музыки, к музыкальным инструментам;
4) сопереживает персонажам художественных произведений;
5) выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции
педагогических работников: согласованные движения, а также разноименные и
разнонаправленные движения;
6) знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;
Целевые ориентиры освоения Программы детьми дошкольного возраста с ЗПР к 5
годам:
- может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них
реагирует;
- воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку;
- прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса обучающихся,
звукиразличных музыкальных инструментов;
- с помощью педагогического работника и самостоятельно выполняет
музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах;
- подпевает при хоровом исполнении песен.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы детьми с ЗПР к 7-8
годам.
Освоение обучающимися с ЗПР основного содержания АОП ДО, реализуемой в
образовательной организации, возможно при условии своевременно начатой
коррекционной работы. Однако полиморфность нарушений при ЗПР, индивидуальнотипологические особенности обучающихся предполагают значительный разброс
вариантов их развития.
Художественно-эстетическое развитие:
- способен эмоционально реагировать на музыкальные произведения, знаком с
основными культурными способами и видами музыкальной деятельности;
- способен выбирать себе род музыкальных занятий, адекватно проявляет свои
чувства в процессе коллективной музыкальной деятельности и сотворчества;
- проявляет творческую активность и способность к созданию новых образов в
художественно-эстетической деятельности.
Необходимыми условиями реализации Программы являются: соблюдение
преемственности между всеми возрастными дошкольными группами, а также единство
требований к воспитанию ребенка в Образовательной организации и в условиях семьи.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности
дошкольного и начального общего образования за счет обеспечения равных стартовых
возможностей на начальных этапах обучения в общеобразовательной организации .
Целевые ориентиры реализации Программы для обучающихся с РАС.
Учитывая, что в раннем возрасте комплексное сопровождение проводится с детьми
группы риска по РАС, то есть до установления диагноза, целевые ориентиры
определяются на время окончания этапа ранней помощи (одновременно на начало
дошкольного возраста) и на время завершения дошкольного образования. В каждом
случае целевые ориентиры определяются отдельно для трёх уровней тяжести.
5

Согласно требованиям Стандарта результаты освоения Программы представлены в
виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные
характеристики возможных достижений ребенка с повышенным риском формирования
РАС к 3-м годам.
Целевые ориентиры освоения Программы детьми дошкольного возраста с РАС:
1) локализует звук взглядом и (или) поворотом головы в сторону источника звука;
2) эмоционально позитивно реагирует на короткий тактильный контакт (не во всех
случаях);
3) реагирует (останавливается, замирает, смотрит на педагогического работника,
начинает плакать) на запрет ("Нельзя!", "Стоп!");
4) использует взгляд и вокализацию, чтобы получить желаемое;
5) самостоятельно выполняет действия с одной операцией;
6) выполняет по подражанию до десяти движений;
7) смотрит на картинку, которую показывают родители (законные представители),
педагогические работники;
8) машет (использует жест "Пока") по подражанию;
9) "танцует" с другими под музыку в хороводе;
10) выполняет одно действие с использованием куклы или мягкой игрушки;
11) решает задачи методом проб и ошибок в игре с конструктором;
12) уместно говорит "привет" и "пока" как первым, так и в ответ;
13) играет в простые подвижные игры (например, в мяч, "прятки");
14) выражения лица соответствуют эмоциональному состоянию (рад, грустен);
На этапе завершения освоения обучения по Программе:
- участвует в групповых музыкальных занятиях и групповых играх с движением под
музыку и пением (хороводы) под руководством педагогических работников.
2.3. Подходы к педагогической диагностике достижений планируемых
результатов
Цели педагогической диагностики: получить оперативные данные о текущем
реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования, раскрытие
ресурсов образовательной деятельности и эффективности их использования в дошкольной
организации.
Задача педагогической диагностики – получить наиболее полную информацию об
индивидуальных особенностях развития детей, на основании которой могут быть
разработаны рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности.
Педагогическая диагностика направлена на изучение деятельностных умений
ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов
взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявить особенности и
динамику развития ребенка, составлять на основе полученных данных индивидуальные
образовательные маршруты, своевременно вносить изменения в планирование,
содержание и организацию образовательной деятельности.
Периодичность педагогической диагностики – октябрь, январь, май
Формы проведения педагогической диагностики – индивидуальная, подгрупповая,
групповая.
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития обучающихся,
динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и
включающая:
1) педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой
эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
6

2) детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной
деятельности;
3) карты развития ребенка с ОВЗ;
4) различные шкалы индивидуального развития ребенка с ОВЗ.
Методы
Метод
наблюдения
используется
при
изучении
личности,
характера
взаимоотношений в коллективе, его социально - психологического климата. Результаты
фиксируются в диагностических картах. Основное достоинство метода заключается в том,
что он представляет данные о реальном, естественном поведении и деятельности, а не
мнение об этом.
Активное или пассивное наблюдение за ребенком организуется на занятиях, в игре, в
свободной деятельности, в группе, в совместной деятельности с родителями, то есть в
естественной для ребенка ситуации.
Виды наблюдений - структурированное аутентичное наблюдение
операциональные
характеристики
деятельности
(темп
деятельности,
работоспособность, характеристика параметров внимания);
- характер поведения ребенка, его целенаправленность (регуляторная зрелость);
- особенности речевых проявлений;
- специфика взаимодействия ребенка с детьми и взрослыми (коммуникативный
аспект);
- моторная гармоничность, ловкость ребенка, включая оценку латеральных моторных
и сенсорных предпочтений;
- анализ продуктов деятельности как дополнительный элемент метода наблюдения.
Беседа или опрос
Опрос может проводиться в устной форме (беседа или интервью) и в виде
письменного опроса для родителей.
Применение бесед и интервью требует четко поставленных целей, основных и
вспомогательных вопросов, создания благоприятного морально – психологического
климата и доверия, умения наблюдать за ходом беседы и направлять их в нужное русло,
вести записи получаемой информации.
Педагогическая диагностика:
• Оценка индивидуального развития ребенка - сводные групповые результаты
• Оценка эффективности педагогических действий – планирование образовательной
деятельности, корректировка форм, методов и средств.
III. Содержательный раздел
3.1. Описание образовательной деятельности обучающихся в соответствии с
направлением развития ребенка, представленным в образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие».
Задачи
ТНР 4 -5 лет
Основной задачей является создание условий для развития у
обучающихся
интереса
к
эстетической
стороне
действительности, ознакомления с разными видами и жанрами
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том

Формы, методы, приемы,
способы
Наглядно-зрительный - показ
движений
Наглядно-слуховой
слушание музыки
Словесный:
7

числе народного творчества;
развития
способности
к
восприятию
музыки,
художественной литературы, фольклора;
приобщения к разным видам художественно-эстетической
деятельности,
развития
потребности
в
творческом
самовыражении, инициативности и самостоятельности в
воплощении художественного замысла.
В сфере развития у обучающихся интереса к эстетической
стороне действительности, ознакомления с разными видами и
жанрами искусства, в том числе народного творчества.
Программа относит к образовательной области художественноэстетического
развития
приобщение
обучающихся
к
эстетическому познанию и переживанию мира, к искусству и
культуре в широком смысле, а также творческую деятельностьв
музыкальной деятельности Обучающийся в возрасте 4-5-ти лет,
в том числе и с ТНР, активно проявляет интерес к миру
искусства (музыки, живописи). При реализации направления
"Музыка" обучающиеся учатся эмоционально, адекватно
воспринимать разную музыку, развивают слуховое внимание и
сосредоточение,
музыкальный
слух
(звуковысотный,
ритмический, динамический, тембровый), привлекают их к
участию в различных видах музыкальной деятельности (пение,
танцы, музыкально-дидактические и хороводные игры, игры на
детских музыкальных инструментах). Обучающиеся учатся
распознавать настроение музыки, характер (движение, состояние
природы)
ТНР 5 – 7/8 лет
Основной формой организации работы с детьми становятся
занятия, в ходе которых решаются более сложные задачи,
связанные с формированием операционально-технических
умений. На этих занятиях особое внимание обращается на
проявления детьми самостоятельности и творчества.
Реализация содержания раздела "Музыка" направлена на
обогащение
музыкальных
впечатлений
обучающихся,
совершенствование их певческих, танцевальных навыков и
умений.
Продолжается работа по формированию представлений о
творчестве композиторов, о музыкальных инструментах, об
элементарных музыкальных формах. В этом возрасте
обучающиеся различают музыку разных жанров и стилей. Знают
характерные признаки балета, оперы, симфонической и
камерной
музыки.
Различают
средства
музыкальной
выразительности (лад, мелодия, метроритм). Обучающиеся
понимают, что характер музыки определяется средствами
музыкальной выразительности.
Особое внимание в музыкальном развитии дошкольников с
нарушениями речи уделяется умению рассказывать, рассуждать
о музыке адекватно характеру музыкального образа.
ЗПР 4 – 5 лет

- объяснение
- пояснение
- указание
- беседа
- поэтическое слово
- вопросы
- убеждение
- замечания
Игровой:
- музыкальные игры
- игры-сказки
Практический:
- показ исполнительских
приемов,
упражнения
(воспроизводящие
и
творческие)
- разучивание песен, танцев,
воспроизведение мелодий

Развитие
музыкально-художественной
деятельности. Фронтальная
Обладает координациейслуха и голоса, достаточно четкой проведений

форма
занятий
8

дикцией, навыками ансамблевого пения (одновременно с
другими начинает и заканчивает фразы). Умеет брать дыхание
между короткими музыкальными фразами, передавать
посредством
собственных
движений
разнохарактерные,
динамические и темповые изменения в музыке. Ритмично ходит,
бегает, подпрыгивает, притопывает одной ногой, выставляет
ногу на пятку, выполняет движения с предметами. Легко
двигается парами и находит пару. Владеет приемами
звукоизвлечения на различных инструментах (ложках, бубне,
треугольнике,
металлофоне),
подыгрывает
простейшим
мелодиям на них. Легко создает разнообразные музыкальные
образы, используя исполнительские навыки пения, движения и
музицирования.
2. Приобщение к музыкальному искусству. Испытывает
устойчивый интерес и потребность в общении с музыкой в
процессе всех видов музыкальной деятельности. Понимает
изобразительные возможности музыки (шум дождя, пение птиц,
вздохи куклы), ее выразительность (радость, нежность, печаль).
Сочетает восприятие настроения музыки с поиском
соответствующих слов и выбором символов - цвета, картинок.
Дает (себе и другим) характеристики исполнения музыки на
основе простейших слуховых и ритмических представлений.
Испытывает наслаждение от сольной и коллективной
музыкальной деятельности.
ЗПР 5 -6 лет
Музыкальная деятельность
1. Развитие
музыкально-художественной
деятельности. В исполнительской деятельности практические
действия подкрепляет знаниями о музыке. Умеет чисто
интонировать мелодии с сопровождением и без него, петь в
ансамбле, владеет певческим дыханием, обладает хорошей
дикцией и артикуляцией. Умеет двигаться в различных темпах,
начинать и останавливать движения в соответствии с
музыкальными фразами, перестраиваться в большой и
маленький круги, исполнять дробный шаг", "пружинки",
ритмичные хлопки и притопы, а также чередование этих
движений. Владеет разными приемами игры на инструментах и
навыками выразительного исполнения музыки.
Свободно
импровизирует в музыкально- художественной деятельности на
основе разнообразных исполнительских навыков. Умеет
создавать музыкальные образы в развитии (в рамках одного
персонажа).
2. Приобщение к музыкальному искусству. Испытывает
устойчивый интерес к музыке, потребность и наслаждение от
общения с ней в процессе всех видов музыкальной деятельности.
Умеет воспринимать музыку как выражение мира чувств,
эмоций и настроений. Осознанно и осмысленно воспринимает
различные музыкальные образы, умеет отметить их смену,
чувствует оттенки настроений. Реагирует на разность
исполнительских трактовок, связывая их со сменой характера
произведения. Дает (себе и другим)
точные
характеристики
исполнения музыки, используя знания о многих средствах ее

индивидуальная
работа,
работа в подгруппах.
Тематические, комплексные,
Интегрированные занятия.
Методы:
Наглядный,
наглядно – слуховой –
исполнение
произведения
педагогом
или
в
аудиозаписи;
Наглядно –зрительный –
применение
картин,
иллюстраций, карточек.
Словесный – сообщение
различных
сведений
о
музыке, разъяснение новых
понятий,
обогащающих
словарь детей.
Практический – включает и
показ
педагогом
исполнительских приемов в
различных
видах
деятельности, и активное
включение самих детей в
процесс восприятия музыки,
исполнительство.
Игровой – помогает без
особых затруднений усвоить
многие достаточно сложные
музыкальные понятия и
представления:
музыкальные песни – игры,
игры
–
путешествия,
музыкально – дидактические
игры, игровые проблемные
ситуации,
творческие
задания.
Метод прямого воздействия
–
ребенку
предлагается
образец
и
способ
выполнения.
Метод
проблемного
воспитания и обучения –
развивает
у
детей
самостоятельные
поиски
решений для выполнения
задания.
Приемы:
развития
музыкального
слуха,
художественного
восприятия,
индивидуального подхода,
9

выразительности (темп, динамика, тембр, регистр, жанр).
Испытывает удовольствие от сольной и коллективной
музыкальной деятельности, гармонично сочетая их в процессе
создания различных художественных образов.
ЗПР 6-7/8 лет
1. Развитие музыкально-художественной деятельности.
Чисто интонирует знакомые и малознакомые мелодии (с
сопровождением и без него). Подбирает по слуху знакомые
фразы, попевки, мелодии. Воспроизводит в хлопках, притопах и
на музыкальных инструментах ритмический рисунок различных
мелодий. Передает в пении, движении и музицировании
эмоциональную окраску музыки с малоконтрастными частями.
Умеет двигаться различными танцевальными шагами ("шаг
польки", "шаг галопа", "шаг вальса", "переменный шаг"),
инсценировать тексты песен и сюжеты игр. Владеет приемами
сольного и ансамблевого музицирования. Обладает навыками
выразительного исполнения и продуктивного творчества. Умеет
динамически
развивать
художественные
образы
музыкальных произведений (в рамках одного персонажа и всего
произведения). Использует колористические свойства цвета в
изображении настроения музыки. Осмысленно импровизирует
на заданный текст, умеет самостоятельно придумывать
композицию игры и танца.
2. Приобщение к музыкальному искусству. Испытывает
устойчивый эстетический интерес к музыке и потребность в
общении с ней в процессе различных видов музыкальной
деятельности. Обладает прочувствованным и осмысленным
опытом восприятия музыки. Умеет различать тонкие оттенки
чувств, эмоций и настроений, связывая их со средствами
музыкальной
выразительности.
Владеет
сравнительным
анализом различных трактовок музыкальных образов. Находит
родственные образные связи музыки с другими видами искусств
(литературой,
живописью,
скульптурой,
архитектурой,
дизайном, модой). Обладает эстетическим вкусом, способностью
давать оценки характеру исполнения музыки, свободно
используя знания о средствах ее выразительности. Свободно
подкрепляет исполнительскую деятельность разнообразными
знаниями о музыке. Испытывает радость и эстетическое
наслаждение от сольной и коллективной музыкальной
деятельности, раскрывая богатство внутреннего мира.
РАС
Развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и
понимания произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), мира природы; становление эстетического
отношения к окружающему миру; формирование элементарных
представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора; стимулирование
сопереживания персонажам художественных произведений;
реализация
самостоятельной
творческой
деятельности
обучающихся (изобразительной, конструктивно- модельной,
музыкальной).

беседа,
объяснение,
пояснение,
вопросы,
указания, поэтическое слово.
Приемы
зрительной
наглядности

Игровое
экспериментирование
со
звуками
на
предметной
основе;
Игры – эксперименты со
звуками
и
игры
–
путешествие
в
разнообразный мир звуков
(немузыкальных
и
музыкальных).
Предметное
коллекционирование
10

(выставка
погремушек,
детских
музыкальных
инструментов,
любимых
музыкальных игрушек и т.д.)
Музыкально-игровые
приемы (звукоподражание)
Музыкальные и музыкально
– литературные загадки
Музыкально – пальчиковые
игры
Музыкально- двигательные
игры – импровизации
Музыкальные
сказки
(слушание
и
исполнительство)
Музыкально
–
сюжетно
ролевые игры (песня-игра)
Игровые
проблемные
ситуации на музыкальной
основе
Музыкально- дидактические
игры
Игры – этюды по мотивом
музыкальных произведений
3.2. Особенности взаимодействия с семьями обучающихся
Особенности взаимодействия с семьями дошкольников с ТНР:
Основной целью работы с родителями (законными представителями) является
обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей (законных представителей) в
образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции
по отношению к собственному ребенку.
Реализация цели обеспечивает решение следующих задач:
- выработка у педагогических работников уважительного отношения к традициям
семейного воспитания обучающихся и признания приоритетности родительского права в
вопросах воспитания ребенка;
- вовлечение родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательный
процесс;
- внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителям (законным
представителям), активизация их участия в жизни детского сада.
- создание активной информационно-развивающей среды, обеспечивающей единые
подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
дошкольников с ЗПР:
Проведение детских праздников и "Досугов" (подготовкой и проведением праздников
занимаются специалисты с привлечением родителей (законных представителей).
Задача: поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и
распространение его на семью. .
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с РАС:
1. Роль педагогических работников во взаимодействии с детьми с РАС отличается от
таковой при типичном развитии, что обусловлено, прежде всего, качественными
нарушениями коммуникации и социального взаимодействия при аутизме. Родители
11

(законные представители) и специалисты должны знать основные особенности
обучающихся с аутизмом, их развития, поведения, деятельности, обучения.
2. Ребёнок с РАС не всегда может сообщить о своих потребностях, иногда использует
для этого неадекватные, на наш взгляд, средства, например, проблемное поведение. В
таких случаях педагогический работник ни в коем случае не должен:
а) демонстрировать выраженную негативную эмоциональную реакцию (гнев, крик) на
поведение ребёнка;
б) допускать, чтобы ребёнок получил желаемое, используя неадекватные способы (в
таком случае мы будем подкреплять его проблемное поведение).
3. Очень важно и в Организации, и в семье создавать и поддерживать ровную и
доброжелательную атмосферу, формировать у ребёнка с РАС уверенность в себе и своих
силах, поддерживать и развивать коммуникативные интенции, воспитывать
доброжелательность и доверие по отношению к педагогическим работникам и
обучающимся.
План работы с родителями
Направления
взаимодействия
Диагностикоаналитическое
направление

Просветительское
направление

Модули

Название
мероприятия

Форма проведения

Сроки
проведения

Формирование
ответственностии
Результаты
Индивидуальные
позитивной
Сентябрь, май
мониторинга
беседы
родительской
позиции
Формирование
Для родителейвновь
Родительские
Сентябрь ответственностии
поступающих детей
собрания
октябрь
позитивной
родительской
Учим и поем вместе
Рекомендации
Ноябрь
с нами
позиции
Профилактика
Как украсить
семейного
квартиру к
неблагополучия
Памятки
Декабрь
праздникам
и социального
сиротства

3.3. Программа коррекционно – развивающей работы с детьми
Цель: создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих
учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ посредством
индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Коррекционно-развивающая работа в образовательной области "Художественноэстетическое развитие" в процессе музыкальной деятельности

ТНР

Задачи и педагогические условия реализации программы коррекционной
работы
1) стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать
коммуникативные навыки, посредством основных видов музыкальной
деятельности и элементов логоритмики на основе закрепления лексических
12

ЗПР

тем.
2) использование специальнно подобранных игр на развитие внимания,
памяти, стимулировании двугательной, речевой, певческой активности,
рзвитие слухового восприятия и восприятие музыки;
3) развитие дыхания и артикуляционного аппарата, развитие мелкой и
крупной моторики;
4) развитие фонематического восприятия;
5) развитие грамматического строя и связной речи;
6) развитие координации движений и моторные функции;
7) воспитание и развитие чувства ритма, способность ощущать в музыке,
движениях ритмическую выразительность;
8) формирование правильной осанки;
9) формирование способности восприятия музыкальных образов;
10) совершенствование личностные качества;
11)
обогащение
эмоциональной
сферы,
расширение
кругозора,
формирование коммуникативных качеств.
1) организовывать игры по развитию слухового восприятия, на основе
знакомства обучающихся со звучащими игрушками и предметами (барабан,
бубен, дудочка), учить различать скрытые от ребенка игрушки по их
звучанию, определять по звукоподражаниям, как подают голос животные;
2) формировать пространственную ориентировку на звук, звучание игрушек
в качестве сигнала к началу или прекращению действий в подвижных играх
и упражнениях, побуждение к определению расположения звучащего
предмета, бежать к нему, показывать и называть его;
3) привлекать внимание к темпу звучаний (быстро или медленно), силе
звуков (громко или тихо);
4) побуждать реагировать на изменение темпа и интенсивности, характера
движений, произнесения звуков, проговаривания потешек и стихов;
5) создавать условия для развития внимания при прослушивании музыки,
умения реагировать на начало и окончание музыки;
6) привлекать к прослушиванию музыки, побуждая обучающихся к
слуховому сосредоточению и нацеливанию на восприятие музыкальной
гармонии;
7) побуждать различать и по-разному реагировать на музыку маршевого и
плясового, спокойного и веселого характеров, вызывая соответствующие
эмоции и двигательные реакции;
8) использовать в организации различных занятий с ребенком музыкальную
деятельность как средство для активизации и повышения эмоционального
фона восприятия окружающего;
9) формировать у обучающихся музыкально-эстетические, зрительнослуховые и двигательные представления о средствах музыки, передающие
образы объектов, их действия (бежит ручеек, идет медведь);
10) развивать музыкально-ритмический, звуко-высотный и тембровый слух,
включая в занятия разные музыкально звучащие предметы и игрушки;
11) знакомить обучающихся с разными музыкальными инструментами;
привлекать внимание к их звучанию, а также оркестра, хоров, отдельных
голосов; воспитывать музыкальное восприятие, слушательскую культуру
обучающихся, обогащать их музыкальные впечатления;
12) развивать память, создавая условия для запоминания и узнавания
музыкальных произведений и разученных мелодий;
13) расширять и уточнять представления обучающихся о средствах
13

РАС

музыкальной выразительности, жанрах и музыкальных направлениях, исходя
из особенностей интеллектуального развития обучающихся с ЗПР;
14) привлекать обучающихся к музыкальной деятельности, то есть,
элементарной игре на дудочке, ксилофоне, губной гармошке, барабане, к
сольной и оркестровой игре на детских музыкальных инструментах;
15) формировать эмоциональную отзывчивость обучающихся на
музыкальные произведения и умение использовать музыку для передачи
собственного настроения;
16) развивать певческие способности обучающихся (чистота исполнения,
интонирование, дыхание, дикция, слаженность); учить пропевать по
возможности все слова песни, соблюдая ее темп, ритм, мелодию;
17) формировать разнообразные танцевальные умения обучающихся,
динамическую организацию движений в ходе выполнения коллективных
(групповых и парных) и индивидуальных танцев;
18) расширять опыт выполнения разнообразных действий с предметами во
время танцев, музыкально-ритмических упражнений: передавать их друг
другу, поднимать вверх, покачивать ими над головой, бросать и ловить мяч;
19) совершенствовать пространственную ориентировку обучающихся:
выполнять движения под музыку по зрительному (картинке, стрелкевектору), слуховому и двигательному сигналам;
20) учить обучающихся ходить парами по кругу, соблюдать расстояние при
движении, поднимать плавно руки вверх, в стороны, заводить их за спину, за
голову, поворачивая кисти, не задевая партнеров;
21) развивать координацию, плавность, выразительность движений, учить
выполнять движения в соответствующем музыке ритме, темпе, чувствовать
сильную долю такта (акцент), метрический рисунок при звучании музыки в
размере 2/4, 3/4, 4/4;
22) учить обучающихся выполнять движения в соответствии с изменением
характера музыки (быстро - медленно); самостоятельно придумывать и
выполнять движения под разную музыку (вальс, марш, полька); развивать
эмоциональность и свободу проявлений творчества в музыкальных играх;
23)
согласовывать
музыкальную
деятельность
обучающихся
с
ознакомлением их с произведениями художественной литературы,
явлениями в жизни природы и общества;
24) стимулировать желание обучающихся эмоционально откликаться на
понравившееся музыкальное произведение, передавать свое отношение к
нему вербальными и невербальными средствами; отражать музыкальные
образы изобразительными средствами;
25) учить обучающихся понимать коммуникативное значение движений и
жестов в танце, объяснять их словами; обогащать словарный запас
обучающихся для описания характера музыкального произведения
1) создавать приятный звуковой фон при помощи музыки и пения;
2) побуждать ребенка к прислушиванию к пению, музыке, тихим и громким
звукам;
3) помогать ребенку дифференцированно реагировать на звучание разных
музыкальных инструментов (обратить внимание на то, что дети могут
испытывать дискомфорт от звучания некоторых инструментов);
4) развивать у ребенка чувства ритма;
5) использовать простые движения для танца под эмоциональную и
ритмическую музыку;
6) обучение игре на простых музыкальных инструментах, движениям под
музыку;
14

7) выполнять отдельные танцевальные движения в паре с партнером;
участие в коллективных театрализованных представлениях

Неделя
/месяц
Сентябрь

3.4. Комплексно – тематическое планирование
на 2023 – 2024 учебный год
1 неделя
2 неделя
3 неделя
(04.09 – 08.09)
(11.09 – 15.09)
(18.09 – 22.09)
01.09 – День
знаний
Здравствуй,
детский сад
1 неделя
(02.10 – 06.10)

Октябрь
Овощи
(диагностика)
1 неделя
(30.10 – 08.11)
Ноябрь
Мой дом Россия
1 неделя
(04.12 – 08.12)
Декабрь

Сезонные
изменения в
природе:
зимушка - зима
1 неделя
(09.01 – 12.01)

Январь
Диагностика
1 неделя
(05.02 – 09.02)
Февраль
Профессии
1 неделя
(04.03 – 07.03)
Март

Апрель

Международный
женский день
(моя семья)
1 неделя
(01.04 – 05.04)

4 неделя
(25.09 – 29.09)

Правила и
безопасность
дорожного
движения

Игрушки

Сезонные
изменения в
природе: осень
золотая

2 неделя
(09.10 – 13.10)

3 неделя
(16.10 – 20.10)

4 неделя
(23.10 – 27.10)

Ягоды и
фрукты
(диагностика)

Грибы

Лес – наше
богатство

2 неделя
(09.11 – 16.11)

3 неделя
(17.11 – 24.11)

4 неделя
(27.11 – 01.12)

Домашние
животные и
питомцы

Дикие звери и
птицы

Среда обитания:
кто, где живет

2 неделя
(11.12 – 15.12)

3 неделя
(18.12 – 22.12)

4 неделя
(25.12 – 29.12)

Животные
зимой

Птицы зимой

Любимый
праздник –
Новый год

2 неделя
(15.01 – 19.01)

3 неделя
(22.01 – 26.01)

4 неделя
(29.01 – 02.02)

Зимние забавы

Неделя
здоровья

Одежда и обувь

2 неделя
(12.02 – 16.02)

3 неделя
(19.02 – 22.02)

4 неделя
(26.02 – 01.03)

Транспорт

День защитника
Отечества

Инструменты

2 неделя
(11.03 – 15.03)

3 неделя
(18.03 – 22.03)

4 неделя
(25.03 – 29.03)

Посуда

Бытовая
техника

Инфраструктура
ближайшего
окружения: мой
дом. Мебель

2 неделя
(08.04 – 12.04)

3 неделя
(15.04 –19.04)

4 неделя
(22.04 – 26.04)
15

Сезонные
изменения в
природе: весна
1 неделя
(29.04 – 03.05)

День
космонавтики

Инфраструктура
ближайшего
окружения:
магазин

Неделя
пожарной
безопасности

2 неделя
(06.05 – 14.05)

3 неделя
(15.05 –22.05)

4 неделя
(23.05 – 31.05)

Цветы и
насекомые

Безопасное
поведение в
природе
(диагностика)

Здравствуй,
лето
(диагностика)

Май
Праздники и
будни

IV. Организационный раздел
4.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Образовательные области
Художественноэстетическое развитие

Центры развития детей
Центр
музыкально
–
театрализованной
деятельности
Центр слушание музыки
Центр
танцевального
творчества
Познавательно – игровой
центр

Наполнение
Сценические
костюмы,
атрибуты к постановкам,
маски – шапочки, ширмы,
музыкальный
цент,
синтезатор,
мультимедийное
устройство, стол, стулья
взрослые и детские.
Иллюстрации
к
музыкальным
произведениям, портреты
композиторов, атрибуты к
танцевальным
композициям ленточками,
разноцветными
платочками,
цветными
флажками,
элементами
костюмов, музыкально –
дидактические игры.

4.2. Режим и распорядок дня
4 – 5 лет

Время
5 – 6 лет

6 – 7 лет

Утренний прием, игры, совместная
деятельность педагога с детьми,
самостоятельная деятельность, утренняя
гимнастика (10 минут)

07.30-08.30

07.30-08.30

07.30-08.30

Завтрак

08.30-09.00

08.30-09.00

08.30-09.00

Игры, подготовка к занятиям

09.00-09.15

09.00-09.15

-

Содержание

16

Занятия с перерывами 10 минут (в
середине занятий динамические паузы,
физкультминутки - 2 мин)
Двигательная, игровая активность

09.15-10.50

09.15-10.50

09.00-10.30

Второй завтрак

10.30-10.45

10.30-10.45

10.30-10.45

Подготовка к прогулке, прогулка:
- исследовательская деятельность;
- трудовая деятельность;
- двигательная активность;
- самостоятельная деятельность;
- индивидуальная работа.
Возвращение с прогулки.

10.45-12.15
(1 час 30
минут)

10.45-12.15
(1 час 30
минут)

10.45-12.15
(1 час 30
минут)

Подготовка к обеду, обед

12.15 -13.00

12.15 -13.00

12.15 13.00

Подготовка ко сну, сон, подъем, ленивая
гимнастика, гигиенические процедуры

13.00-15.30
(2,5 часа)

13.00-15.30
(2,5 часа)

13.00-15.30
(2,5 часа)

Полдник

15.30-16.00

15.30-16.00

15.30-16.00

Игры, самостоятельная деятельность,
занятия (при необходимости)

16.00-16.30

16.00-16.30

16.00-16.30

16.30 -18.00
(1 час 30
минут)

16.30 -18.00
(1 час 30
минут)

16.30 -18.00
(1 час 30
минут)

Подготовка к прогулке, прогулка, уход
домой

4.3. Расписание занятий
День недели

ПОНЕДЕЛЬНИК

СРЕДА

№ группы

Время

Группа № 9

09.15 -09.40

Группа № 8

09.50 – 10.15

Группа № 7

10.20 – 10.50

Группа № 6

16.00 – 16.30

Группа № 9

09.15 -09.40

Группа № 5

09.45 – 10.05

17

ПЯТНИЦА

Группа № 6

09.00 - 09.30

Группа № 5

09.40 – 10.00

Группа № 8

10.10 – 10.35

Группа № 7

16.00 – 16.30

4.4. Перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в
календарном плане воспитательной работы
Январь
27 января: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады; День
памяти жертв Холокоста (рекомендуется включать в план воспитательной работы с
дошкольниками регионально и (или) ситуативно).
Февраль
2 февраля: день победы Вооруженных сил СССР над армией гитлеровской Германии в
1943 году в Сталинградской битве (рекомендуется включать в план воспитательной
работы с дошкольниками регионально и (или) ситуативно);
8 февраля: День российской науки;
21 февраля: Международный день родного языка;
23 февраля: День защитника Отечества.
Март
8 марта: Международный женский день;
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией (рекомендуется включать в план
воспитательной работы с дошкольниками регионально и (или) ситуативно);
27 марта: Всемирный день театра.
Апрель
12 апреля: День космонавтики, день запуска СССР первого искусственного спутника
Земли;
22 апреля: Всемирный день Земли.
Май
1 мая: Праздник Весны и Труда;
9 мая: День Победы;
13 мая: день основания Черноморского флота (рекомендуется включать в план
воспитательной работы с дошкольниками регионально и (или) ситуативно);
18 мая: день основания Балтийского флота (рекомендуется включать в план
воспитательной работы с дошкольниками регионально и (или) ситуативно);
19 мая: День детских общественных организаций России;
24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь
1 июня: Международный день защиты обучающихся;
5 июня: День эколога;
6 июня: день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина
(1799-1837), День русского языка;
18

12 июня: День России.
Июль
8 июля: День семьи, любви и верности;
30 июля: День Военно-морского флота (рекомендуется включать в план
воспитательной работы с дошкольниками регионально и (или) ситуативно).
Август
22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
23 августа: день победы советских войск над немецкой армией в битве под Курском в
1943 году (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками
регионально и (или) ситуативно);
27 августа: День российского кино.
Сентябрь
1 сентября: День знаний;
7 сентября: день Бородинского сражения (рекомендуется включать в план
воспитательной работы с дошкольниками регионально и (или) ситуативно);
27 сентября: День воспитателя и всех дошкольных работников.
Октябрь
1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки;
5 октября: День учителя;
16 октября: День отца в России.
Ноябрь
4 ноября: День народного единства;
27 ноября: День матери в России;
30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.
Декабрь:
3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов
(рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и
(или) ситуативно);
5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;
8 декабря: Международный день художника;
9 декабря: День Героев Отечества;
31 декабря: Новый год.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».