Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Рабочая программа воспитания и обучения детей в группах компенсирующей направленности с 4 до 7 лет.

СОДЕРЖАНИЕ
I. Общие положения
II. Целевой раздел
2.1. Пояснительная записка
2.2. Планируемые результаты
2.3. Подходы к педагогической диагностике достижений планируемых результатов
III. Содержательный раздел
3.1. Задачи и содержание образовательной деятельности по направлению
художественно - эстетического развития детей.
3.2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
обучающихся
3.3. Программа коррекционно – развивающей работы с детьми.
3.4. Комплексно – тематическое планирование
IV. Организационный раздел
4.1. Особенности организации, развивающей предметно – пространственной среды.
4.2. Расписание занятий.
4.3. Перечень основных событий и народных праздников, памятных дат.

2

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями и содержанием
ФГОС ДО и федеральной адаптированной образовательной программой для обучающихся
с ОВЗ.
Рабочая программа направлена на реализацию ключевых функций дошкольного
уровня образования:
1) обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина РФ,
формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его
возрасту содержании доступными средствами;
2) создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного
на приобщения к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям
российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего
историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
3) создание единого федерального образовательного пространства воспитания и
обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию,
обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные,
качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места проживания.
Рабочая программа разработана для детей 5 - 7/8 лет с ограниченными
возможностями здоровья:
- для воспитанников с задержкой психического развития
- для детей с расстройствами аутистического спектра
- для детей с умственной отсталостью
Рабочая программа разработана в соответствии с:
• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Федеральным законом от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации и статью 1
Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
• Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
• Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 (с
изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 21.01.2019 № 31);
• Конвенция о правах ребенка;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022
«Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»;
• СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодежи»;
• Уставом БМАДОУ «Детский сад № 19»
• Адаптированными образовательными программами дошкольного образования
БМАДОУ «Детский сад № 19»
3

II. Целевой раздел
2.1. Пояснительная записка
Цель: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и
особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Задачи Программы:
- реализация содержания адаптированной основной общеобразовательной
программы дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в
том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в
период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим
работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе, правил
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и
индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных
представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования,
реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и
начального общего образования.
2.2. Планируемые результаты
Целевые ориентиры освоения Программы
детьми дошкольного возраста с ЗПР к 5 годам:
- может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует;
- воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку;
- прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса обучающихся, звуки
различных музыкальных инструментов;
- с помощью педагогического работника и самостоятельно выполняет музыкальноритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах;
- подпевает при хоровом исполнении песен.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы
детьми с ЗПР к 7-8 годам.
- способен эмоционально реагировать на музыкальные произведения,
4

- знаком с основными культурными способами и видами музыкальной деятельности;
- способен выбирать себе род музыкальных занятий, адекватно проявляет свои чувства в
процессе коллективной музыкальной деятельности и сотворчества;
- проявляет творческую активность и способность к созданию новых образов в
художественно-эстетической деятельности.
Целевые ориентиры освоения Программы детьми дошкольного возраста с РАС:
- участвует в групповых музыкальных занятиях и групповых играх с движением под
музыку и пением (хороводы) под руководством педагогических работников.
Целевые ориентиры освоения Программы детьми дошкольного возраста с УО:
- эмоционально откликается на содержание знакомых музыкальных произведений;
- различать музыку различных жанров (марш, колыбельная песня, танец, русская плясовая);
- называть музыкальные инструменты и подбирать с помощью педагогического работника
тот или иной инструмент для передачи характера соответствующего сказочного персонажа;
называть выученные музыкальные произведения;
- выполнять отдельные плясовые движения в паре с партнером - ребенком и педагогическим
работником;
- иметь элементарные представления о театре, где артисты или куклы (которых оживляют
тоже артисты) могут показать любимую сказку;
- участвовать в коллективных театрализованных представлениях.

2.3. Подходы к педагогической диагностике достижений планируемых
результатов
Цели педагогической диагностики: получить оперативные данные о текущем
реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования, раскрытие
ресурсов образовательной деятельности и эффективности их использования в дошкольной
организации.
Задача педагогической диагностики – получить наиболее полную информацию об
индивидуальных особенностях развития детей, на основании которой могут быть
разработаны рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности.
Педагогическая диагностика направлена на изучение деятельностных умений
ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов
взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявить особенности и
динамику развития ребенка, составлять на основе полученных данных индивидуальные
образовательные маршруты, своевременно вносить изменения в планирование, содержание
и организацию образовательной деятельности.
Периодичность педагогической диагностики – октябрь, январь, май
Формы проведения педагогической диагностики – индивидуальная, подгрупповая,
групповая.
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития обучающихся,
динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и
включающая:
1) педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой
эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
2) детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной
деятельности;
5

3) карты развития ребенка с ОВЗ;
4) различные шкалы индивидуального развития ребенка с ОВЗ.
Методы
Метод наблюдения используется при изучении личности, характера
взаимоотношений в коллективе, его социально - психологического климата. Результаты
фиксируются в диагностических картах. Основное достоинство метода заключается в том,
что он представляет данные о реальном, естественном поведении и деятельности, а не
мнение об этом.
Активное или пассивное наблюдение за ребенком организуется на занятиях, в игре,
в свободной деятельности, в группе, в совместной деятельности с родителями, то есть в
естественной для ребенка ситуации.
Виды наблюдений - структурированное аутентичное наблюдение
- операциональные характеристики деятельности (темп деятельности,
работоспособность, характеристика параметров внимания);
- характер поведения ребенка, его целенаправленность (регуляторная зрелость);
- особенности речевых проявлений;
- специфика взаимодействия ребенка с детьми и взрослыми (коммуникативный
аспект);
- моторная гармоничность, ловкость ребенка, включая оценку латеральных
моторных и сенсорных предпочтений;
- анализ продуктов деятельности как дополнительный элемент метода наблюдения.
Беседа или опрос
Опрос может проводиться в устной форме (беседа или интервью) и в виде
письменного опроса для родителей.
Применение бесед и интервью требует четко поставленных целей, основных и
вспомогательных вопросов, создания благоприятного морально – психологического
климата и доверия, умения наблюдать за ходом беседы и направлять их в нужное русло,
вести записи получаемой информации.
Педагогическая диагностика:
•
Оценка индивидуального развития ребенка - сводные групповые
результаты
•
Оценка эффективности педагогических действий – планирование
образовательной деятельности, корректировка форм, методов и средств.
Особенности и формы проведения психологической диагностики. (только для
педагогов – психологов)
III. Содержательный раздел
3.1. Описание образовательной деятельности в области художественно –
эстетического развития
Образовательная
область
Художественно –
эстетическое
развитие

Категории детей и задачи
Обучающиеся с ЗПР (4 – 5 лет)
Развитие музыкально-художественной
деятельности. Обладает координацией

Формы, методы и
приемы
Фронтальная форма
проведений занятий,
6

слуха и голоса, достаточно четкой дикцией,
навыками ансамблевого пения
(одновременно с другими начинает и
заканчивает фразы). Умеет брать дыхание
между короткими музыкальными фразами,
передавать посредством собственных
движений разнохарактерные, динамические
и темповые изменения в музыке. Ритмично
ходит, бегает, подпрыгивает, притопывает
одной ногой, выставляет ногу на пятку,
выполняет движения с предметами. Легко
двигается парами и находит пару. Владеет
приемами звукоизвлечения на различных
инструментах (ложках, бубне,
треугольнике, металлофоне), подыгрывает
простейшим мелодиям на них. Легко
создает разнообразные музыкальные
образы, используя исполнительские навыки
пения, движения и музицирования.
2. Приобщение к музыкальному искусству.
Испытывает устойчивый интерес и
потребность в общении с музыкой в
процессе всех видов музыкальной
деятельности. Понимает изобразительные
возможности музыки (шум дождя, пение
птиц, вздохи куклы), ее выразительность
(радость, нежность, печаль). Сочетает
восприятие настроения музыки с поиском
соответствующих слов и выбором
символов - цвета, картинок. Дает (себе и
другим) характеристики исполнения
музыки на основе простейших слуховых и
ритмических представлений. Испытывает
наслаждение от сольной и коллективной
музыкальной деятельности.
Обучающиеся с ЗПР (5 – 6 лет)
Музыкальная деятельность
1. Развитие музыкально-художественной
деятельности.
В
исполнительской
деятельности
практические
действия
подкрепляет знаниями о музыке. Умеет
чисто
интонировать
мелодии
с
сопровождением и без него, петь в
ансамбле, владеет певческим дыханием,

индивидуальная
работа, работа в
подгруппах.
Тематические,
комплексные,
интегрированные
занятия.
Методы:
Наглядный –
наглядно – слуховой
– исполнение
произведения
педагогом или в
аудиозаписи;
Наглядно –
зрительный –
применение картин,
иллюстраций,
карточек.
Словесный –
сообщение
различных сведений
о музыке,
разъяснение новых
понятий,
обогащающих
словарь детей.
Практический –
включает и показ
педагогом
исполнительских
приемов в различных
видах деятельности,
и активное
включение самих
детей в процесс
восприятия музыки,
исполнительство.
Игровой – помогает
без особых
затруднений усвоить
многие достаточно
сложные
музыкальные
понятия и
7

обладает хорошей дикцией и артикуляцией.
Умеет двигаться в различных темпах,
начинать и останавливать движения в
соответствии с музыкальными фразами,
перестраиваться в большой и маленький
круги,
исполнять
"дробный
шаг",
"пружинки", ритмичные хлопки и притопы,
а также чередование этих движений.
Владеет разными приемами игры на
инструментах и навыками выразительного
исполнения
музыки.
Свободно
импровизирует
в
музыкальнохудожественной деятельности на основе
разнообразных исполнительских навыков.
Умеет создавать музыкальные образы в
развитии (в рамках одного персонажа).
2. Приобщение к музыкальному искусству.
Испытывает устойчивый интерес к музыке,
потребность и наслаждение от общения с
ней в процессе всех видов музыкальной
деятельности. Умеет воспринимать музыку
как выражение мира чувств, эмоций и
настроений. Осознанно и осмысленно
воспринимает различные музыкальные
образы, умеет отметить их смену, чувствует
оттенки настроений. Реагирует на разность
исполнительских трактовок, связывая их со
сменой характера произведения. Дает (себе
и
другим)
точные
характеристики
исполнения музыки, используя знания о
многих средствах ее выразительности (темп,
динамика,
тембр,
регистр,
жанр).
Испытывает удовольствие от сольной и
коллективной музыкальной деятельности,
гармонично сочетая их в процессе создания
различных художественных образов.
Обучающиеся с ЗПР (6 – 7/8 лет)
Развитие музыкально-художественной
деятельности. Чисто интонирует знакомые
и малознакомые мелодии (с
сопровождением и без него). Подбирает по
слуху знакомые фразы, попевки, мелодии.
Воспроизводит в хлопках, притопах и на
музыкальных инструментах ритмический
рисунок различных мелодий. Передает в

представления:
музыкальные песни –
игры, игры –
путешествия,
музыкально –
дидактические игры,
игровые проблемные
ситуации, творческие
задания.
Метод прямого
воздействия –
ребенку предлагается
образец и способ
выполнения.
Метод проблемного
воспитания и
обучения -развивает
у детей
самостоятельные
поиски решений для
выполнения задания.
Приемы:
развития
музыкального слуха,
художественного
восприятия,
индивидуального
подхода, беседа,
объяснение,
пояснение, вопросы,
указания,
поэтическое слово.
Приемы зрительной
наглядности

8

пении, движении и музицировании
эмоциональную окраску музыки с
малоконтрастными частями. Умеет
двигаться различными танцевальными
шагами ("шаг польки", "шаг галопа", "шаг
вальса", "переменный шаг"), инсценировать
тексты песен и сюжеты игр. Владеет
приемами сольного и ансамблевого
музицирования. Обладает навыками
выразительного исполнения и
продуктивного творчества. Умеет
динамически развивать художественные
образы музыкальных произведений (в
рамках одного персонажа и всего
произведения). Использует
колористические свойства цвета в
изображении настроения музыки.
Осмысленно импровизирует на заданный
текст, умеет самостоятельно придумывать
композицию игры и танца.
2. Приобщение к музыкальному искусству.
Испытывает устойчивый эстетический
интерес к музыке и потребность в общении
с ней в процессе различных видов
музыкальной деятельности. Обладает
прочувствованным и осмысленным опытом
восприятия музыки. Умеет различать
тонкие оттенки чувств, эмоций и
настроений, связывая их со средствами
музыкальной выразительности. Владеет
сравнительным анализом различных
трактовок музыкальных образов. Находит
родственные образные связи музыки с
другими видами искусств (литературой,
живописью, скульптурой, архитектурой,
дизайном, модой). Обладает эстетическим
вкусом, способностью давать оценки
характеру исполнения музыки, свободно
используя знания о средствах ее
выразительности. Свободно подкрепляет
исполнительскую деятельность
разнообразными знаниями о музыке.
Испытывает радость и эстетическое
наслаждение от сольной и коллективной
9

музыкальной деятельности, раскрывая
богатство внутреннего мира.
Обучающиеся с РАС
Развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира
природы;
становление эстетического отношения к
окружающему миру;
формирование элементарных
представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной
литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания
персонажам художественных
произведений;
реализация самостоятельной творческой
деятельности обучающихся
(изобразительной, конструктивномодельной, музыкальной).

Игровое
экспериментирование
со звуками на
предметной основе;
Игры –
эксперименты со
звуками и игры –
путешествие в
разнообразный мир
звуков
(немузыкальных и
музыкальных)
Предметное
коллекционирование
(выставка
погремушек, детских
музыкальных
инструментов,
любимых
музыкальных
игрушек и т.д.)
Музыкально-игровые
приемы
(звукоподражание)
Музыкальные и
музыкально литературные
загадки
Музыкально –
пальчиковые игры
Музыкальнодвигательные игры –
импровизации
Музыкальные сказки
(слушание и
исполнительство)
Музыкально –
сюжетно ролевые
игры (песня-игра)
Игровые проблемные
ситуации на
10

музыкальной основе
Музыкальнодидактические игры
Игры – этюды по
мотивом
музыкальных
произведений
Обучающиеся с УО (4 – 5 лет)
Продолжать учить обучающихся
внимательно слушать музыкальные
произведения и игру на различных
музыкальных инструментах;
развивать слуховой опыт обучающихся с
целью формирования произвольного
слухового внимания к звукам с их
последующей дифференциацией и
запоминанием;
учить соотносить характер музыки с
характером и повадками персонажей сказок
и представителей животного мира;
учить обучающихся петь индивидуально,
подпевая педагогическому работнику слоги
и слова в знакомых песнях;
учить согласовывать движения с началом и
окончанием музыки, менять движения с
изменением музыки;
учить выполнять элементарные движения с
предметами (платочками, погремушками,
султанчиками) и танцевальные движения,
выполняемым под веселую музыку;
учить обучающихся проявлять
эмоциональное отношение к проведению
праздничных утренников, занятий развлечений и досуговой деятельности;
Обучающиеся с УО (5 – 6 лет)
Формировать эмоционально-ассоциативное
и предметно-образное восприятие
музыкальных произведений детьми;
формировать у обучающихся навык
пластического воспроизведения
ритмического рисунка фрагмента
музыкальных произведений;
учить обучающихся различать голоса
других детей и узнавать, кто из них поет;

Наглядно-слуховой
(исполнение
педагогом песен,
игра на музыкальном
инструменте,
использование
грамзаписи);
зрительнодвигательный (показ
игрушек и ярких
картинок,
раскрывающих
содержание песен;
показ взрослым
действий,
отражающих
характер музыки;
показ танцевальных
движений);
совместные действия
ребенка с взрослым;
подражание
действиям взрослого;
жестовая инструкция;
собственные
действия ребенка по
вербальной
инструкции
взрослого

11

учить обучающихся петь хором несложные
песенки в примарном (удобном) диапазоне,
соблюдая одновременность звучания; учить
обучающихся выполнять плясовые
движения под музыку (стучать каблучком,
поочередно выставлять вперед то левую, то
правую ногу, делать шаг вперед, шаг назад
на носочках, кружиться на носочках,
выполнять "маленькую пружинку" с
небольшим поворотом корпуса вправовлево);
учить обучающихся участвовать в
коллективной игре на различных
элементарных музыкальных инструментах
(металлофон, губная гармошка, барабан,
бубен, ложки, трещотки, маракасы,
бубенчики, колокольчики, треугольник);
учить обучающихся внимательно следить
за развитием событий в кукольном
спектакле, эмоционально реагировать на
его события, рассказывать по наводящим
вопросам о наиболее ярком эпизоде или
герое;
формировать элементарные представления
о разных видах искусства и художественнопрактической деятельности;
стимулировать у обучающихся желание
слушать музыку, эмоционально
откликаться на нее, рассказывать о ней,
обогащать запас музыкальных
впечатлений;
совершенствовать умения запоминать,
узнавать знакомые простейшие мелодии;
стимулировать желание обучающихся
передавать настроение музыкального
произведения в рисунке, поделке,
аппликации; формировать ясную дикцию в
процессе пения, учить пониманию и
выполнению основных дирижерских
жестов: внимание, вдох, вступление,
снятие;
развивать у обучающихся интерес к игре на
деревозвучных, металлозвучных и других
элементарных музыкальных
инструментахучить называть музыкальные
12

инструменты и подбирать (с помощью
педагогического работника) тот или иной
инструмент для передачи характера
соответствующего сказочного персонажа;
поощрять стремление обучающихся
импровизировать на музыкальных
инструментах;
формировать групповой детский оркестр, в
котором каждый ребенок играет на своем
музыкальном инструменте и, который
может выступать как перед родителям
(законным представителям), так и перед
другими детскими коллективами;
закреплять интерес к театрализованному
действию, происходящему на "сцене" столе, ширме, фланелеграфе, учить
сопереживать героям, следить за развитием
сюжета, сохраняя интерес до конца
спектакля;
учить (с помощью педагогического
работника) овладевать простейшими
вербальными и невербальными способами
передачи образов героев (жестами,
интонацией, имитационными движениями);
формировать начальные представления о
театре, его доступных видах: кукольном (на
ширме), плоскостном (на столе, на
фланелеграфе), создавая у обучающихся
радостное настроение от общения с
кукольными персонажами
Обучающиеся с УО (6 – 7/8 лет)
эмоционально откликаться на содержание
знакомых музыкальных произведений;
различать музыку различных жанров
(марш, колыбельная песня, танец, русская
плясовая);
называть музыкальные инструменты и
подбирать с помощью педагогического
работника тот или иной инструмент для
передачи характера соответствующего
сказочного персонажа;
называть выученные музыкальные
произведения;

13

выполнять отдельные плясовые движения в
паре с партнером - ребенком и
педагогическим работником;
иметь элементарные представления о
театре, где артисты или куклы (которых
оживляют тоже артисты) могут показать
любимую сказку;
участвовать в коллективных
театрализованных представлениях.

3.2. Особенности взаимодействия с семьями обучающихся
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
дошкольников с ЗПР:
Формы организации психолого-педагогической помощи семье:
а) коллективные формы взаимодействия:
- Групповые родительские собрания.
Задачи: обсуждение с родителей (законным представителям) задач, содержания и
форм работы; сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье; решение
текущих организационных вопросов.
- "День открытых дверей"
Задача: знакомство с детским садом, направлениями и условиями его работы.
- Тематические доклады; плановые консультации; семинары; тренинги; "Круглые
столы".
Задачи: знакомство и обучение родителей (законных представителей) формам
оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в
развитии; ознакомление с задачами и формами подготовки обучающихся к школе.
- Проведение детских праздников и "Досугов"
Задача: поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и
распространение его на семью.
б) индивидуальные формы работы:
- Беседы и консультации (проводятся по запросам родителей (законных
представителей) и по плану индивидуальной работы с родителями (законным
представителям).
Задачи: оказание индивидуальной помощи родителям (законным представителям)
по вопросам коррекции, образования и воспитания; оказание индивидуальной помощи в
форме домашних заданий.
в) формы наглядного информационного обеспечения:
- Информационные стенды и тематические выставки
Задачи:
информирование родителей (законных представителей) об организации
музыкальных занятий в ДОО.
г) открытые занятия специалистов и воспитателей:
14

Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания
родителям (законным представителям). Проводятся 2-3 раза в год.
Задачи:
создание условий для объективной оценки родителям (законным представителям)
успехов и трудностей своих обучающихся;
наглядное обучение родителей (законных представителей) методам и формам
дополнительной работы с детьми в домашних условиях.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольника с
РАС:
Цель: добиться максимально доступного прогресса в развитии ребёнка, создать
предпосылки для его независимой и свободной жизни, возможно более высокого уровня
социальной адаптации. В этом треугольнике "ребёнок - семья - организация":
приоритет принадлежит интересам ребёнка с аутизмом;
основные решения, касающиеся комплексного сопровождения, принимают
родители (законные представители);
организация обеспечивает разработку и реализацию АОП ДО, релевантной
особенностям ребёнка.
Главная задача - добиться конструктивного взаимодействия в достижении указанной
цели, для чего необходимо придерживаться отношений взаимного доверия и открытости,
что появляется, в частности, в обязательном ознакомлении родителей (законных
представителей) с программами работы с ребёнком, условиями работы в Организации,
ходом занятий.
Важно повышать уровень компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах диагностики РАС и их коррекции, но учитывать при этом, что информации по
проблеме очень много, качество её разное, очень многие родители (законные
представители) в результате нуждаются, прежде всего, в том, чтобы разобраться в
достоверности почерпнутых в литературе или в интернете сведений, чтобы понять, что
подходит или не подходит их ребёнку и почему. Следует подчёркивать
индивидуализированный характер сопровождения, разъяснять невозможность "чудесного
исцеления", необходимость постоянной и длительной работы и, одновременно,
подчёркивать каждый новый успех, каждое достижение ребенка.
Формами такой работы могут быть индивидуальные беседы, групповые занятия и
круглые столы, лекции, демонстрации занятий (лучше в форме видеоматериалов) с
обсуждением.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
обучающихся с УО
Работа с родителям (законным представителям) направлена на решение следующих
задач: повышение педагогической компетентности у родителей (законных
представителей); формирование потребности у родителей (законных представителей) в
содержательном общении со своим ребенком; обучение родителей (законных
представителей) педагогическим технологиям воспитания и обучения обучающихся;
создание в семье адекватных условий воспитания обучающихся.
Работа с родителями (законным представителям) осуществляется в двух формах индивидуальной и групповой. При использовании индивидуальной формы работы у
родителей (законных представителей) формируются навыки сотрудничества с ребенком и
15

приемы коррекционно-воспитательной работы с ним. При групповой форме даются
психолого-педагогические знания об условиях воспитания и обучения ребенка в семье.
Индивидуальные формы помощи - первичное (повторное) психологопедагогическое
обследование
ребенка,
консультации
родителей
(законных
представителей), обучение родителей (законных представителей) педагогическим
технологиям коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся.
Групповые формы работы - консультативно-рекомендательная; лекционнопросветительская; практические занятия для родителей (законных представителей);
организация "круглых столов", родительских конференций, детских утренников и
праздников.
Учитывая во многих случаях наличие у обучающихся нарушения общения и
трудности его формирования, можно говорить о том, что именно с помощью музыки
родители (законные представители) могут установить эмоциональный контакт с ребенком,
развивать его эмоциональную сферу. Музыкальные занятия способствуют развитию
положительного взаимодействия между детьми и педагогическим работником.
Постепенно, в процессе взаимодействия у родителей (законных представителей)
формируется система практических и теоретических знаний о воспитательной
деятельности, расширяется арсенал средств педагогического воздействия на ребенка и
форм взаимодействия с ним в ходе семейного воспитания. Повышается общая родительская
компетентность: чувствительность к изменению состояния ребенка; нормализуется система
требований и ожиданий; повышается уверенность в себе как в воспитателе, происходит
гармонизация хода психического развития обучающихся в семье.
План работы с семьями воспитанников
Направления
взаимодействия
Диагностикоаналитическое
направление

Просветительское
направление

Модули

Название
мероприятия

Форма
проведения

Сроки
проведения

Формирование
Результаты
ответственности мониторинга
и позитивной
родительской
позиции

Индивидуальные Сентябрь,
беседы
май

Формирование
ответственности
и позитивной
родительской
позиции

Родительские
собрания

Сентябрь октябрь

Рекомендации

Ноябрь

Памятки

Декабрь

Профилактика
семейного
неблагополучия
и социального
сиротства

Для
родителей
вновь
поступающих
детей
Учим и поем вместе
с нами
Как
украсить
квартиру
к
праздникам

16

Консультационное
направление

Совместная
образовательная
деятельность

Выстраивание
позитивных
детско –
родительских
отношений

Выстраивание
позитивных
детско –
родительских
отношений
Пропаганда
семейных
традиций и
ценностей
российской
семьи
Выстраивание
позитивных
детско –
родительских
отношений

Использование
музыкальнодидактических игр
и игровых приемов
в процессе
музыкальной
деятельности
дошкольников
Воспитание
маленького
патриота
Влияние
праздников на
развитие речи
детей
Осенины

Консультация

Папка
передвижка

Декабрь

- Февраль

Презентация

Апрель

Развлечение

Октябрь

День матери
Новый Год
Святки - колядки

Развлечение
Праздники
Досуг

Ноябрь
Декабрь
Январь

День защитников
Отечества
Международный
женский день
Весенняя капель
День Победы

Праздничные
мероприятия

Февраль

Выпускной бал

Март
Фестиваль
Праздничные
мероприятия
Праздник

Апрель
Май
Май

3.3. Программа коррекционно – развивающей работы с детьми с ЗПР
Коррекционно-развивающая работа в образовательной области "Художественноэстетическое развитие".
Коррекционная
1) организовывать игры по развитию слухового восприятия, на основе
направленность
знакомства обучающихся со звучащими игрушками и предметами (барабан,
работы в процессе бубен, дудочка), учить различать скрытые от ребенка игрушки по их
17

музыкальной
деятельности

звучанию, определять по звукоподражаниям, как подают голос животные;
2) формировать пространственную ориентировку на звук, звучание
игрушек в качестве сигнала к началу или прекращению действий в
подвижных играх и упражнениях, побуждение к определению
расположения звучащего предмета, бежать к нему, показывать и называть
его;
3) привлекать внимание к темпу звучаний (быстро или медленно), силе
звуков (громко или тихо);
4) побуждать реагировать на изменение темпа и интенсивности, характера
движений, произнесения звуков, проговаривания потешек и стихов;
5) создавать условия для развития внимания при прослушивании музыки,
умения реагировать на начало и окончание музыки;
6) привлекать к прослушиванию музыки, побуждая обучающихся к
слуховому сосредоточению и нацеливанию на восприятие музыкальной
гармонии;
7) побуждать различать и по-разному реагировать на музыку маршевого и
плясового, спокойного и веселого характеров, вызывая соответствующие
эмоции и двигательные реакции;
8) использовать в организации различных занятий с ребенком музыкальную
деятельность как средство для активизации и повышения эмоционального
фона восприятия окружающего;
9) формировать у обучающихся музыкально-эстетические, зрительнослуховые и двигательные представления о средствах музыки, передающие
образы объектов, их действия (бежит ручеек, идет медведь);
10) развивать у ребенка музыкально-ритмический, звуко-высотный и
тембровый слух, включая в занятия разные музыкально звучащие предметы
и игрушки;
11) знакомить обучающихся с разными музыкальными инструментами;
привлекать внимание к их звучанию, а также оркестра, хоров, отдельных
голосов; воспитывать музыкальное восприятие, слушательскую культуру
обучающихся, обогащать их музыкальные впечатления;
12) развивать память, создавая условия для запоминания и узнавания
музыкальных произведений и разученных мелодий;
13) расширять и уточнять представления обучающихся о средствах
музыкальной выразительности, жанрах и музыкальных направлениях,
исходя из особенностей интеллектуального развития обучающихся с ЗПР;
14) привлекать обучающихся к музыкальной деятельности, то есть,
элементарной игре на дудочке, ксилофоне, губной гармошке, барабане, к
сольной и оркестровой игре на детских музыкальных инструментах;
15) формировать эмоциональную отзывчивость обучающихся на
музыкальные произведения и умение использовать музыку для передачи
собственного настроения;
16) развивать певческие способности обучающихся (чистота исполнения,
интонирование, дыхание, дикция, слаженность); учить пропевать по
возможности все слова песни, соблюдая ее темп, ритм, мелодию;
18

17) формировать разнообразные танцевальные умения обучающихся,
динамическую организацию движений в ходе выполнения коллективных
(групповых и парных) и индивидуальных танцев;
18) расширять опыт выполнения разнообразных действий с предметами во
время танцев, музыкально-ритмических упражнений: передавать их друг
другу, поднимать вверх, покачивать ими над головой, бросать и ловить мяч;
19) совершенствовать пространственную ориентировку обучающихся:
выполнять движения под музыку по зрительному (картинке, стрелкевектору), слуховому и двигательному сигналам;
20) учить обучающихся ходить парами по кругу, соблюдать расстояние при
движении, поднимать плавно руки вверх, в стороны, заводить их за спину,
за голову, поворачивая кисти, не задевая партнеров;
21) развивать координацию, плавность, выразительность движений, учить
выполнять движения в соответствующем музыке ритме, темпе, чувствовать
сильную долю такта (акцент), метрический рисунок при звучании музыки
в размере 2/4, 3/4, 4/4;
22) учить обучающихся выполнять движения в соответствии с изменением
характера музыки (быстро - медленно); самостоятельно придумывать и
выполнять движения под разную музыку (вальс, марш, полька); развивать
эмоциональность и свободу проявлений творчества в музыкальных играх;
23) согласовывать музыкальную деятельность обучающихся с
ознакомлением их с произведениями художественной литературы,
явлениями в жизни природы и общества;
24) стимулировать желание обучающихся эмоционально откликаться на
понравившееся музыкальное произведение, передавать свое отношение к
нему вербальными и невербальными средствами; отражать музыкальные
образы изобразительными средствами;
25) учить обучающихся понимать коммуникативное значение движений и
жестов в танце, объяснять их словами; обогащать словарный запас
обучающихся для описания характера музыкального произведения
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
При проведении музыкальных занятий необходимо соблюдать ряд условий:
регулярность проведения занятий; простота и доступность для восприятия обучающихся
музыкального материала по содержанию и по форме; выразительность предлагаемых детям
музыкальных произведений, их яркость и жанровая определенность; сочетание в рамках
одного занятия различных методов работы учителя и видов деятельности обучающихся;
повторяемость предложенного материала не только на музыкальных, но и на других видах
занятий; использование ярких дидактических пособий (игрушек, элементов костюмов,
детских музыкальных инструментов); активно-действенное и ярко эмоциональное участие
педагогических работников, родителей (законных представителей) в проведении
музыкальных занятий, праздников, времени досуга.
В программе коррекционно-развивающей работы выделяются следующие
подразделы:
19

1. Слушание музыки направлено на развитие у обучающихся интереса к
окружающему их миру звуков, оно способствует развитию слухового внимания,
воспитанию потребности слушать музыку, активизирует эмоциональный отклик на ее
изобразительный характер, учит сосредотачиваться в ответ на звучание музыки (пьесы,
песни), узнавать и запоминать знакомые мелодии.
2. Пение способствуют у обучающихся развитию желания петь совместно с
педагогическим работником, пропевать слоги, слова, затем целые фразы, подражая его
интонации, одновременно начинать и заканчивать песню, не отставая и не опережая друг
друга, петь естественным голосом без форсировки, с музыкальным сопровождением.
3. Музыкально-ритмические движения и танцы способствуют эмоциональному и
психофизическому развитию обучающихся. В процессе освоения движений под музыку,
обучающиеся учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и
движению. На занятиях поощряется проявление детьми самостоятельности в движениях
под музыку, умение передавать простейшие ритмические движения: ходить по залу, не
мешая друг другу, сходиться вместе и расходиться, двигаться по кругу по одному и парами,
реагировать сменой движения на изменение характера музыки (маршевого, танцевального,
песенного, плясового, спокойного), выполнять элементарные движения с предметами
(платочками, погремушками), помахивать, вращать, овладеть простейшими танцевальными
и образными движениями по показу педагогического работника, притопывать одной и
двумя ногами, "пружинить" на двух ногах, вращать кистями рук, помахивать одной и двумя
руками, легко прыгать на двух ногах, идти спокойным, мягким шагом, а также выполнять
движения, отображающие характер и поведение персонажей изображающих людей и
животных. В процессе танцев у обучающихся совершенствуется моторика, координация
движений, развивается произвольность движений, коммуникативные способности,
формируются и развиваются представления о связи музыки и движений.
4. Игра на музыкальных инструментах доставляет дошкольникам огромное
удовольствие. В процессе совместной игры на музыкальных инструментах у обучающихся
развивается умение сотрудничать друг с другом, формируется чувство партнерства и
произвольная организация собственной деятельности. Этот вид занятий развивает у
обучающихся музыкальные способности, в первую очередь тембровый и мелодический
слух, чувство музыкального ритма.
В данный раздел также включены музыкально-дидактические игры, в процессе
которых у обучающихся развиваются слуховое внимание и восприятие, совершенствуется
межанализаторное взаимодействие в деятельности различных анализаторов. Восприятие
разнообразных серий звуков, отличающихся по высоте, темпу, длительности и силе
звучания, сыгранных на различных музыкальных инструментах и прослушанных в виде
звукозаписи, активизирует умение обучающихся дифференцировать звуковые
характеристики и качества воспринимаемых мелодий в разнообразных ситуациях.
5. Театрализованная деятельность вызывает у обучающихся желание участвовать в
коллективных формах взаимодействия, совместно с педагогическим работником и другими
детьми, включаться в разыгрывание по ролям песенок, коротких потешек, закрепляет
умение использовать образно-имитационные движения, отражающие повадки птиц и
зверей, учит их с помощью элементов костюмов персонажей стимулировать образноигровые проявления. В ходе подготовки к инсценировке того или иного спектакля у
обучающихся закрепляются умения ориентироваться на свойства и качества предметов,
20

развивается слуховое внимание, память, речь, воображение, желание проявить свои
индивидуальные способности.
Театрализованные виды деятельности особенно значимы для реализации у
обучающихся скрытых возможностей и индивидуальных способностей, что обеспечивает
им становление самопринятия и самоуважения, стимулирует формирование позитивной
самооценки и положительных личностных качеств.
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС
– создавать приятный звуковой фон при помощи музыки и пения;
– побуждать ребенка к прислушиванию к пению, музыке, тихим и громким звукам;
– помогать ребенку дифференцированно реагировать на звучание разных
музыкальных инструментов (обратить внимание на то, что дети могут испытывать
дискомфорт от звучания некоторых инструментов);
– развивать у ребенка чувства ритма;
– использовать простые движения для танца под эмоциональную и ритмическую
музыку;
– обучение игре на простых музыкальных инструментах, движениям под музыку;
– выполнять отдельные танцевальные движения в паре с партнером;
– участие в коллективных театрализованных представлениях.
3.4. Комплексно – тематическое планирование

на 2023 – 2024 учебный год
Неделя
/месяц

1 неделя
(04.09 – 08.09)

2 неделя
(11.09 – 15.09)

3 неделя
(18.09 – 22.09)

4 неделя
(25.09 – 29.09)

Сентябрь

01.09 – День
знаний
Здравствуй,
детский сад
1 неделя
(02.10 – 06.10)

Правила и
безопасность
дорожного
движения
2 неделя
(09.10 – 13.10)

Игрушки

Сезонные
изменения в
природе: осень
золотая
4 неделя
(23.10 – 27.10)

Овощи
(диагностика)

Ягоды и
фрукты
(диагностика)
2 неделя
(09.11 – 16.11)

Грибы

Лес – наше
богатство

3 неделя
(17.11 – 24.11)

4 неделя
(27.11 – 01.12)

Домашние
животные и
питомцы
2 неделя
(11.12 – 15.12)

Дикие звери и
птицы

Среда обитания:
кто, где живет

3 неделя
(18.12 – 22.12)

4 неделя
(25.12 – 29.12)

Животные
зимой

Птицы зимой

Любимый
праздник –
Новый год

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Октябрь

Ноябрь

1 неделя
(30.10 – 08.11)
Мой дом Россия

Декабрь

Январь

1 неделя
(04.12 – 08.12)
Сезонные
изменения в
природе:
зимушка - зима
1 неделя

3 неделя
(16.10 – 20.10)

21

Февраль

Март

Апрель

Май

(09.01 – 12.01)

(15.01 – 19.01)

(22.01 – 26.01)

(29.01 – 02.02)

Диагностика

Зимние забавы

Одежда и обувь

1 неделя
(05.02 – 09.02)

2 неделя
(12.02 – 16.02)

Неделя
здоровья
3 неделя
(19.02 – 22.02)

Профессии

Транспорт

Инструменты

1 неделя
(04.03 – 07.03)

2 неделя
(11.03 – 15.03)

День защитника
Отечества
3 неделя
(18.03 – 22.03)

Международный Посуда
женский день
(моя семья)

Бытовая
техника

1 неделя
(01.04 – 05.04)

2 неделя
(08.04 – 12.04)

3 неделя
(15.04 –19.04)

Инфраструктура
ближайшего
окружения: мой
дом. Мебель
4 неделя
(22.04 – 26.04)

Сезонные
изменения в
природе: весна

День
космонавтики

Неделя
пожарной
безопасности

1 неделя
(29.04 – 03.05)

2 неделя
(06.05 – 14.05)

Инфраструктура
ближайшего
окружения:
магазин
3 неделя
(15.05 –22.05)

Праздники и
будни

Цветы и
насекомые

Безопасное
поведение в
природе
(диагностика)

Здравствуй,
лето
(диагностика)

4 неделя
(26.02 – 01.03)

4 неделя
(25.03 – 29.03)

4 неделя
(23.05 – 31.05)

22

IV. Организационный раздел
4.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Развивающие зоны

Цель

Зона восприятия
музыки и пения

Обучать анализу, сравнению и
сопоставлению при разборе
музыкальных форм и средств
музыкальной выразительности.
Развивать восприятие музыки
различного характера. Развивать
певческие умения. Воспитывать
слушательскую культуру, развивать
умение понимать и интерпретировать
выразительные средства музыки.
Накапливать представления о жизни
и творчестве русских и зарубежных
композиторов.
Развивать двигательно-активные
виды музыкальной деятельности.
Развивать координированность
движений. Осваивать элементы танца
и ритмопластики для создания
музыкальных двигательных образов.
Воспитывать желание двигаться под
музыку, импровизировать движения.
Осваивать в доступной игровой
форме представления о музыке и ее
выразительных возможностях,
пробудить к ней интерес. Научить
различать настроения, чувства,
переданные музыкой, развивать
общие музыкальные способности.
Развивать умение ориентироваться в
пространстве. Развивать
двигательную активность.
Формировать внимание и выдержку.
Формировать умение менять
движение со сменой музыки.
Повышать интерес к подвижным
играм. Воспитывать дружеское
отношение друг к другу
Формировать творческое
мировосприятие жизни,

Зона танца и
музыкально ритмических движений

Зона дидактических
игр

Зона подвижных игр

Зона театральной
деятельности

Наименование
оборудования и
материалов
Фортепиано
Портреты
композиторов
Репродукции картин
или иллюстрации
Наборы детских
шумовых и
музыкальных
инструментов
Мультимедийное
оборудование
Мольберт
Микрофон
Цветы
Платочки
Снежинки
Листочки
Погремушки
Султанчики
Флажки
Рули
Карточки
Диски с записями

Мягкие игрушки
Маски
Рули

Куклы бибабо
Пальчиковый театр
23

Зона интеграции с
образовательными
областями

художественную зоркость, развивать
воображение, эмоциональную сферу,
игровые умения. Стимулировать
двигательную, интонационноречевую, творческую активность
детей. Приобщать к миру игры и
театра, развивать потребность в
активном самовыражении, в
творчестве.
«Физическое развитие» Развивать
физические качества в процессе
музыкально - ритмической
деятельности, используя
музыкальные произведения как
сопровождение в зарядке и на
физкультурных занятиях. Сохранять
и укреплять физическое и
психическое здоровье детей,
формировать представления о
здоровом образе жизни через
музыкально-игровые образы,
релаксация.
«Социально-коммуникативное
развитие» Развивать свободное
общение со взрослыми и детьми в
области музыки; развивать все
компоненты устной речи в
театрализованной деятельности.
Формировать основы безопасности
собственной жизнедеятельности в
различных видах музыкальной
деятельности.
«Познавательное развитие»
Расширять кругозор детей в области
музыки; сенсорное развитие,
формировать целостную картину
мира в сфере музыкального
искусства, творчества. Формировать
представления о музыкальной
культуре и музыкальном искусстве;
развивать игровую деятельность.
«Художественно-эстетическое
развитие» Развивать детское
творчество, приобщать к различным
видам искусства, использовать

Ширма настольная
Ширма большая
Фланелеграф
Мягкие игрушки

Мячи
Скакалки
Обручи
Флажки
Диски с музыкой
Альбомы
Карандаши
Краски
Куклы в
национальных
костюмах
Неваляшки

24

Рабочая зона
музыкального
руководителя

художественные произведения для
обогащения области «Музыка»,
закреплять результаты восприятия
музыки. Формировать интерес к
эстетической стороне окружающей
действительности. Использовать
музыкальные произведения с целью
усиления эмоционального восприятия
художественных произведений
Планирование и организация
Стол
профессиональной деятельности
Стул
музыкального руководителя.
Компьютер
Музыкальный центр
Материально-техническое обеспечение
Программы:

Наименование
Пианино
Пианино электрическое
Синтезатор детский
Проектор
Ноутбук
Музыкальный центр
Ксилофон
Металлофон
Колокольчики
Трещотки
Маракасы
Бубны
Ложки хохломские
Бубенчики
Румба
Барабан
Гармонь
Кастаньеты
Треугольники
Погремушки
Гусли
Платочки
Ленты
Флажки
Набор разных мягких игрушек для занятий
Музыкально-дидактические игры: "3 кита музыки", "Музыкальные

Кол-во
1
1
1
1
1
1
3
4
20
7
15
9
10 пар
8
6
4
6
6
5
20
1
30
40
20

25

инструменты", "музыкальная лесенка", портреты русских и зарубежных
композиторов, комплект наглядных пособий
Стульчики красные
Стульчики синие

10
10

4.2. Расписание занятий
День недели

ВТОРНИК

ЧЕТВЕРГ

№ группы

Время

Группа № 2 (4 - 5 лет)

09.00 - 09.20

Группа № 2 (6 - 7 лет)

09.40 - 10.10

Группа № 1 (6 - 7 лет)

10.20 - 10.50

Группа № 3 (5 - 6 лет)

15.45 - 16.10

Группа № 2 (4 - 5 лет)

09.00 - 09.20

Группа № 2 (6-7 лет)

09.40 - 10.10

Группа № 1 (6 - 7 лет)

10.20 - 10.50

Группа № 4 (5 - 6 лет)
15.45 - 16.10
4.3. Перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в
календарном плане воспитательной работы
Январь
27 января: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады; День памяти
жертв Холокоста (рекомендуется включать в план воспитательной работы с
дошкольниками регионально и (или) ситуативно).
Февраль
2 февраля: день победы Вооруженных сил СССР над армией гитлеровской Германии в 1943
году в Сталинградской битве (рекомендуется включать в план воспитательной работы с
дошкольниками регионально и (или) ситуативно);
8 февраля: День российской науки;
21 февраля: Международный день родного языка;
23 февраля: День защитника Отечества.
Март
8 марта: Международный женский день;
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией (рекомендуется включать в план
воспитательной работы с дошкольниками регионально и (или) ситуативно);
27 марта: Всемирный день театра.
Апрель
26

12 апреля: День космонавтики, день запуска СССР первого искусственного спутника
Земли;
22 апреля: Всемирный день Земли.
Май
1 мая: Праздник Весны и Труда;
9 мая: День Победы;
13 мая: день основания Черноморского флота (рекомендуется включать в план
воспитательной работы с дошкольниками регионально и (или) ситуативно);
18 мая: день основания Балтийского флота (рекомендуется включать в план воспитательной
работы с дошкольниками регионально и (или) ситуативно);
19 мая: День детских общественных организаций России;
24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь
1 июня: Международный день защиты обучающихся;
5 июня: День эколога;
6 июня: день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина (17991837), День русского языка;
12 июня: День России.
Июль
8 июля: День семьи, любви и верности;
30 июля: День Военно-морского флота (рекомендуется включать в план воспитательной
работы с дошкольниками регионально и (или) ситуативно).
Август
22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
23 августа: день победы советских войск над немецкой армией в битве под Курском в 1943
году (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками
регионально и (или) ситуативно);
27 августа: День российского кино.
Сентябрь
1 сентября: День знаний;
7 сентября: день Бородинского сражения (рекомендуется включать в план воспитательной
работы с дошкольниками регионально и (или) ситуативно);
27 сентября: День воспитателя и всех дошкольных работников.
Октябрь
1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки;
5 октября: День учителя;
16 октября: День отца в России.
Ноябрь
4 ноября: День народного единства;
27 ноября: День матери в России;
30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.
Декабрь:
3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов (рекомендуется
включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и (или)
ситуативно);
27

5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;
8 декабря: Международный день художника;
9 декабря: День Героев Отечества;
31 декабря: Новый год.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».